Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях

- черт - несовершеннолетний, одетый неопрятно или не соблюдающий правила личной гигиены;

- хозяйка - несовершеннолетний, который стирал чужую одежду, мыл чужую посуду либо выполнял другую подобную работу за кого-либо;

- лакей - несовершеннолетний, оказавший услугу, унижающую достоинство;

- лох - несовершеннолетний, неоднократно обманутый;

- фуфлыжник - несовершеннолетний, не выполнивший обещания;

- крыса - несовершеннолетний, совершивший кражу у других осужденных, и др.

Лица, в отношении которых были совершены действия сексуального характера, или лица, уличенные в сотрудничестве с администрацией колонии, относятся к неподъемным мастям.

Вышеприведенная стратификация несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях является неполной, поскольку в ней отражены лишь основные классификационные группы. Фактическая стратификация правонарушителей является более дробной, асоциальные роли более многочисленные. При этом оказывается, что стратификация подростков захватывает как лиц, принадлежащих к сфере другой жизни, так и не входящих в нее и не придерживающихся ее норм и правил.

В январе 2009 г приняли Закон о том, что в воспитательной колонии могут находиться только до 19 лет[7].

Закон «протащили» без лишнего шума. На критику Комитет отреагировал мудро, проявив одновременно настойчивость, гибкость и прямоту и практически переписав законопроект заново. Новый, лаконичный до предела, безэмоциональный вариант проекта Закона без труда очаровал подавляющую часть депутатов.

И вот через месяц Закон дошел «до земли», до воспитательных колоний. Мы наблюдали это своими глазами и слышали от других: это был шок, и для сотрудников-начальства, и для девчонок. В общем, «не ждали».

Картина списана с натуры: на плацу стоит зона, плачут все - и те, кого годами отговаривали не стремиться на «взрослую», а теперь вдруг отправляют, и те девчонки, кто остается, и замначальника колонии по воспитательной работе, и воспитатели отрядов.

Начальник колонии не понимает, как быть с производством - оно практически встало, зам. по воспитательной работе не знает, как теперь работать с вновь прибывающими осужденными - такой воспитательный «пряник» отняли, а нового не предложили. Весь костяк «актива» - это те, которым 19 - 20 и которых скоро в зоне не будет. Останутся малолетки распальцованные, мороки с ними не оберешься, пока не успокоятся (если вообще успокоятся). Для большинства осужденных, тех, кто с приличными сроками, теперь воспитательная колония будет просто «подготовительным отделением» к жизни во взрослой колонии. Со всеми вытекающими последствиями. Весьма неприятными для климата в колонии, для сотрудников, для осужденных. Это будет уже новая колония, не тот «пионерский лагерь», как его называли до сих пор осужденные девочки.

Офицеры из Комитета по безопасности ГД и Федеральной службы исполнения наказаний, которые стояли за этим законопроектом, не пожалели даже юных дам, которые были совсем ни при чем во всей этой кутерьме вокруг воспитательных колоний (беспорядки, бунты). И всего-то их у нас примерно 750 в трех девичьих ВК.

То показательное выступление-семинар, которое описано в статье Анны Валерьевой, сразу видно - всего лишь мероприятие «для галочки»: осужденных опросили - услышали только мнение 17% из них, спросили сотрудников - ответ не понравился, начальство дало свою интерпретацию, оно всегда лучше знает...

Для того чтобы система могла предпринять правильные шаги, она должна знать, что она есть. А по признанию московского руководства, оно знает о реальном положении дел в системе лишь на 30 - 50%. По мнению же сотрудников в регионах, та информация, которую в виде отчетов они представляют в главк, приукрашена в 10 - 12 раз.

Каждое учреждение, каждое управление старается до последнего замолчать то, что реально происходит в их «епархиях»: в системе правит бал «балл» - меньше баллов получишь, больше проблем с начальством будешь иметь. Так откуда правде взяться? А откуда верным управленческим решениям и законам?!

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами в учреждениях и органах ФСИН России осуществляют постоянное служение представители различных конфессий. Тем самым реализуется право каждого осужденного и сотрудника на свободу вероисповедания. Осужденным вне нарушения правил внутреннего распорядка разрешается пользование предметами культа и религиозной литературой, совершение религиозных обрядов в специальных помещениях, выделяемых администрацией учреждений ФСИН России.

Первой конфессией, с которой заключено официальное соглашение о сотрудничестве, является Русская Православная Церковь.

В настоящее время существенно изменился взгляд на религию. Особую роль приобрело религиозное воспитание в пенитенциарных учреждениях, так как именно в условиях изоляции от общества у людей часто происходит переосмысление взглядов на существующую действительность.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием, в котором затронул тему исполнения уголовных наказаний в России: «Проблема преступности - мотивы и количество совершаемых преступлений не могут не вызывать тревогу. Дух немотивированной жестокости все чаще завладевает людьми. Совершающие злодеяния не останавливаются ни перед возрастом, ни перед положением человека в обществе, ни перед святыней. Происходящее не должно оставлять нас безучастными, и поэтому сегодня особое место в социальном служении Церкви занимает окормление заключенных. Часто приходится слышать мнение о том, что лицо, совершившее преступление, как бы уже и не способно к исправлению. Но разве не о таких сказал Господь: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18,11).

В 2005 г. начато проведение системного планового анкетирования среди осужденных в отдельных учреждениях ФСИН России во всех федеральных округах Российской Федерации. Результаты опросов позволяют выяснить, какие тенденции присутствуют в работе с осужденными по реализации их права на свободу вероисповедания, положительный опыт сотрудничества с Русской Православной Церковью.

Было создано более 1000 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывалось более 46 тысяч верующих осужденных, что составляет 6,4% от их среднесписочной численности. Из них примерно 4,9% - православные. В учреждениях действовало 500 молитвенных комнат, 360 храмов, строится - 70. В 59 регионах России организовано 275 воскресных школ (библейских курсов), в которых обучались около 10000 верующих осужденных.

Ежегодно растет количество верующих осужденных. На сегодняшний день в исправительных учреждениях создано 1100 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 70000 верующих осужденных. В 64 субъектах Российской Федерации организовано 228 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 7500 верующих осужденных. Православные верующие составляют около 80%.

В Новотроицкой воспитательной колонии помимо строительства храма реализован совместный проект «Колония - сад для очищения души и тела». Сад, цветники, лекарственные травы, огород стали реальностью учреждения.

Томское епархиальное управление оказывает помощь осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, в индивидуальном порядке. При желании освободившегося осужденного могут оставить на послушание в приходах при Петропавловском соборе или Троицкой церкви г. Томска, где ему предоставляются временное жилье и питание до тех пор, пока человек сам не определится в своем будущем. Налажено взаимодействие с воспитательными колониями. Общая численность несовершеннолетних осужденных, посещающих храм в воспитательных колониях, составляет 232 человека.

С целью профилактики преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в Инспекциях по делам несовершеннолетних, осуществляется совместная работа с муниципальным подростковым реабилитационным центром «Радонеж». В Жигулевской воспитательной колонии введен факультатив по основам православной культуры (решается вопрос о введении факультатива в центрах образования всех ИУ области), проводятся занятия в Воскресной школе. Ребята с огромным интересом посещают занятия православного клуба «Светелка».

Необходимо особо отметить, что реализация прав осужденных на свободу совести и вероисповедания должна происходить при абсолютном соблюдении действующего законодательства, мер безопасности, которые исключали бы саму возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, способствующих дестабилизации обстановки в учреждениях ФСИН России.

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II говорится: «Пастырь церковный должен вносить в тягостную и напряженную тюремную атмосферу дух примирения и взаимного уважения, дух Христовой любви и правды. Может быть, далеко не все будут способны расслышать Божий призыв, но если и один из тысячи вернется в общество, оставив путь греха и преступления, мы можем говорить о том, что наши усилия не бесплодны[8]».


2                   Принципы уголовно–исполнительного права


В общей теории права принципы уголовно-исполнительного права определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы.

Принципы права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

В ст. 8 УИК РФ[9] закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права.

Принцип законности - конституционный принцип, он закреплен в ряде статей Конституции РФ[10] (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10 - 15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19 - 23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах[11] он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Он отражен и в ряде статей УИК, в частности, в ст. 10 подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...». В ч. 2 ст. 12 УИК РФ указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты