Особенности исполнительной власти в Российской Федерации и других странах

Особенности исполнительной власти в Российской Федерации и других странах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: Особенности исполнительной власти в Российской Федерации и других странах

 


Содержание


Введение

1     Конституционное право Болгарии по исполнительному праву

2     Конституционное право Чехии по исполнительному праву

3     Исполнительная власть в Швейцарии

4     Исполнительная власть Республики Беларусь

5     Исполнительная власть в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

В конституциях современных стран обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В их число входят глава государства, органы исполнительной и законодательной власти.

Принцип разделения властей строится на выделении трех видов власти – законодательной, исполнительной и судебной – и требовании их распределения между различными государственными органами. Принцип разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку. Так основная функция законодательных органов власти – это принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов через исполнительную и распорядительную деятельность, носящую подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют правосудие, независимо ни от чьей воли и подчиняясь только законам.

Основанная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. А для этого «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» . Благодаря принципу разделения властей, устанавливается такой порядок взаимоотношений органов государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм.

Организационно-правовое выражение принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Устанавливаемая в Конституциях и законах, эта система представляет собой совокупность правовых ограничений конкретной власти, законодательной, исполнительной и судебной, благодаря которым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечиваются свобода в обществе, защита прав и свобод человека и гражданина.

Как известно, ХХ век является веком усиления исполнительной власти и кризиса парламентаризма во всем мире. И это не злой умысел правителей, политиков, а мировая политическая тенденция, обусловленная динамичностью жизни, глобальностью, сложностью проблем в наше время.

В данном реферате рассматриваются особенности исполнительной власти в Болгарии, Чехии, Швейцарии, Беларуси, Российской Федерации. Однако более подробное внимание уделено именно исполнительной власти в Российской Федерации.



1 Конституционное право Болгарии по исполнительному праву

Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные территориальные образования (ст.2). Эта же статья предусматривает наличие в республике местного самоуправления.

Конституция устанавливает (ст. 11) принцип политического плюрализма в организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан. Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим партиям (ст. 12).

Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240 депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Народное собрание является постоянно действующим органом законодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74).

Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе Конституции и принятого им регламента (ст.73).

Народным представителем может быть избран дееспособный человек, достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65).

Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного представителя. Статья 67 предусматривает, что народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке (ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получают вознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатской неприкосновенностью (ст. 70).

Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя. Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации деятельности Собрания (ст. 77).

Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного Собрания и осуществляют от его имение парламентский контроль. Временные комиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79).

Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иных полномочий.

Народное Собрание Болгарии:

-  принимает, дополняет и изменяет законы;

-  принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;

-  устанавливает налоги и определяет их размер;

-  назначает выборы Президента республики;

-  принимает решение о проведении национального референдума;

-  избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству;

-  создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета министров;

-  избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;

-  дает согласие на заключение договоров о государственных займах;

-  ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные договоры;

-  решает вопросы об объявлении войны и заключении мира;

-  разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее;

-  объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению президента или Совета министров;

-  объявляет амнистию;

-  учреждает ордена и медали;

-  устанавливает официальные праздники.

Правом законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и Совет министров (ст. 87).

Президент Республики Болгария является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет государство в международных отношениях (ст. 92).

Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2).

Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом предельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-1).

Президент не может быть народным представителем и исполнять другую государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в руководстве политической партии (ст. 95-1).

Наряду с президентом избирается вице-президент.

Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101).

Президент может быть принудительно отрешен от должности в случае длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого заболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушения Конституции (ст. 103-1).

Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст. 102-2).

Президент обладает несколькими группами полномочий.

Полномочия Президента в отношении парламента:

-  назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов Великого Народного Собрания (ст. 106-3);

-  может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75);

-  распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия формируемому правительству (ст. 99-5);

-  направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2);

-  имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3).

Полномочия Президента в отношении правительства:

-  организует формирование правительства (ст. 99);

-  в случае неназначения правительства Народным Собранием назначает служебное (временное) правительство (ст. 99-5).

Полномочия Президента во внешней политике:

-  представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1);

-  в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры (ст. 98-3);

-  по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от представителей других государств (ст. 98-6).

Полномочия Президента в военной сфере:

-  является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1), председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100-3);

-  по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4);

-  по предложению Совета министров назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания;

-  объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим утверждением Народным Собранием (ст. 100-5).

Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих лиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия.

 

2 Конституционное право Чехии по исполнительному праву


Основой образования Чехии была бархатная революция 1989 года. В результате этого движения была фактически ликвидирована приоритетная роль Коммунистической партии Чехословакии и внесены изменения в Конституцию 1960 года. 01 января 1993 года вступила в силу Конституция Чехии, которая была принята 16 декабря 1992 года чешским Национальным советом.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты