Особенности источников трудового права, коллективных трудовых споров

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной думой 21 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он состоял из 14 разделов, 62 глав и 424 статей. В 2008 г. он дополнен еще одной главой.

Нормы Трудового кодекса имеют приоритетное значение по сравнению с нормами текущего законодательства. Если нормы текущего законодательства ступили в противоречие с нормами ТК РФ, они признаются недействительными. Наряду с Трудовым кодексом РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников трудового права получили широкое распространение кодифицированные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу можно отнести Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 06 августа 1993 г., Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Характерной особенностью указов Президента РФ является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления. Постановления Правительства Российской Федерации как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления Правительства – акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.2 Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России всеми ее гражданами. В системе источников трудового права постановления Правительства занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента РФ в целях конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь, но будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, они не теряют своего значения как источника трудового права.

Особо следует выделить значение постановлений Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающий посредством утверждения специальных Положений юридический статус отдельных органов и категорий работников.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда и социального развития было упразднено, а его функции были переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ; образована Федеральная служба по труду и занятости, которая передана в подведомственность указанному министерству РФ. Таким образом в системе источников трудового права сейчас следует различать: нормативные акты Минтруда РФ, принятые до Указа Президента РФ 09 марта 2004 г. и нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а так же Федеральной службы по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пот контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Указанная федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Эти акты относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующих указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Они издаются в целях обеспечения правильного единообразного применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда и касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот, и преимуществ отдельным категориям работников, режима туда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах. На основании ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В последние годы, в связи с переходом на рыночные формы ведения народного хозяйства появились качественно новые источники трудового права – генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения. Это договорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких отношениях может выступать компетентный орган государственного управления. Локальные нормативные правовые акты – разновидность источников трудового права, связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем и представителями наемных работников. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся так же приказы работодателя, руководителя организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, состоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов. Высшие органы судебной системы – Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации – имеют право принимать такие виды норм, как постановления Пленума (Верховный суд РФ) и заключения, определения (Конституционный суд РФ). Принимая указанные виды норм, эти органы не создают новых правовых источников. В компетенцию Конституционного суда РФ входит решение вопроса о конституционности того или иного нормативного акта о труде. Верховный суд РФ уполномочен принимать постановления его Пленума, которые разъясняют и конкретизируют нормы трудового законодательства либо восполняют их пробелы. Постановления направлены на единообразное толкование и применения ими норм трудового законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

2. Понятие и виды коллективных трудовых споров


Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 37 предоставляет работникам право на коллективные трудовые споры, а также забастовку как один из способов их разрешения.

Под коллективным прудовым спором, в соответствии со ст. 398 Трудового кодекса РФ понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Коллективные трудовые споры подразделяются на виды в зависимости от содержания:

·                   по поводу установления и изменения условий труда;

·                   по поводу заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;

·                   в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации.

Закон определяет (ст. 339 ТК РФ), что право на выдвижение требований по существу коллективного спора имеют работники и их представители. Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. состав сторон коллективного трудового спора зависит от того, интересы какого круга работников затрагивает предмет спора.

Выдвинутые требования, на основании ст. 399 ТК РФ утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и о принятом решении работодатель сообщить в представительный орган работников организации в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения указанных требований. Срок принятия решения представителями работодателя определяется в соответствии со ст. 400 ТК РФ и составляет 1 месяц со дня получения требований. Представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая организации и проведения забастовки, работники имеют право в установленном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование. Международная организация труда уделяет серьезное внимание разрешению трудовых конфликтов и рекомендует в первую очередь обращаться к формам и методам примирения. Так, в Конвенциях МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию», № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» содержатся рекомендации сторонам трудовых отношений сложные вопросы решать с помощью коллективных переговоров, на основе стимулирования сторон к поиску компромиссных решений путем примирительных процедур – в примирительной комиссии, с помощью посредника или в трудовом арбитраже. Законодатель в ст. 2 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» определяет, что примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. Порядок разрешения коллективного трудового спора, в соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Переход от одного этапа рассмотрения трудового спора к другому происходит в следующем порядке:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты