Особенности Конституции Соединенных Штатов Америки

К числу таких средств взаимного контроля относятся и предоставление губернатору права относительного вето, и деление законодательного собрания на 2 палаты. Палата представителей призвана защищать личные права граждан, и сенат, предназначенный для защиты собственности республики, должны каждый в отдельности обладать правом отмены законопроектов. Причем такое деление легислатуры на 2 палаты продиктовано тем соображением, что однопалатная легислатура, подобно индивиду, склонна к ошибкам и не лишена предрассудков. Предоставление же право вето губернатору необходимо на тот случай, когда не сработает это предохранительное средство и обе палаты примут явно неоправданный и несправедливый закон. Наделение губернатора этим полномочием не следует опасаться, поскольку он тоже представитель народа, избираемый с помощью прямых выборов, как и члены палаты представителей и сената. Не следует опасаться также предоставления ему права назначения судей, поскольку это право он осуществляет совместно с советом. Такой способ назначения, говорилось в обращении, лучше, чем избрание их непосредственно самим народом, так как помогает судьям избежать зависимости от заинтересованных и честолюбивых лиц, неизбежно контролирующих процесс прямых выборов. По тем же причинам назначение должностных лиц губернатором предпочтительней выбора их обеими палатами или одной из них. Вместе с тем должностные лица остаются под контролем народных представителей и сената, наделенных правом импичмента. Назначение же судей на неопределенный срок необходимо для того, чтобы обеспечить их большую независимость и свободу суждений при толковании законов.

Конституция Массачусетса привлекла внимание сторонников конституционных реформ в других штатов, где с самого начала действия "провирджинских" конституций отчетливо обнаружились дефекты, о которых говорилось выше. Первыми на массачучетчкую конституцию положительно откликнулись конституционные реформаторы Нью-Гэмпшира в 1781 году. На мой взгляд, Конституция Массачусетса 1780 года являлась самой демократической и продвинутой из конституций американских штатов.

После принятия Статей конфедерации и образования конфедеративного государства уже через малое время высветились недостатки существующей системы управления. Статьи конфедерации страдали многими недостатками и нуждались в пересмотре. С этим соглашались многие политические лидеры, включая представителей демократического крыла.

Действующее центральное правительство - Континентальный Конгресс на собственном опыте могло убедиться в бессилии существовавшей верховной власти. Бессилие вело к апатии. Нередко на заседании присутствовало 20-25 человек, хотя штаты должны были посылать в Филадельфию 91 депутата. Только 23 депутата от 11 штатов участвовали в заседании, ратифицировавшем мирный договор с Великобританией. Когда Конгресс принимал отставку Джорджа Вашингтона с поста главнокомандующего, в зале находилось всего 20 депутатов о 7 штатов. Иногда отсутствие кворума мешало проводить заседания, и Конгресс вообще не собирался. В казну не поступало и четверти налогов, которые штаты должны были собирать на нужды конфедеративного правительства. Было очевидно, что штаты не принимают всерьез центральное правительство, необходимость в котором для многих штатов практически отпала после окончания войны за независимость. Однако, несмотря на сопротивление отдельных губернаторов, объединительная тенденция все более и более набирала силу. Не случайно, что непосредственным поводом для созыва конституционного конвента явилась конференция представителей штатов в Аннаполисе (Мэриленд) для обсуждения правил внутренней торговли. Инициатива созыва этой конференции принадлежала Вирджинской законодательной ассамблее, обратившейся с призывом к другим штатам избрать кандидатов и собраться в Аннаполисе. Из 13 штатов 9 откликнулись немедленно.

Но в Аннаполис прибыли представители только 5 штатов, среди которых были такие активные политические фигуры, как Джеймс Мэдисон и Александр Гамильтон. Поскольку делегаты, прибывшие на конференцию, представляли менее половины штатов, решено было обсуждения не проводить. Перед тем, как покинуть Аннаполис, Гамильтон предложил направить всем штатам предложение собраться в мае 1787 года на конвент, чтобы привести в соответствии с насущными потребностями союза конституцию федерального правительства. Сама конференция в Аннаполисе состоялась 14 февраля 1786 года. С небольшим опозданием этот призыв был одобрен специальной резолюцией конгресса, предлагавшей штатам прислать своих представителей на конвент, чтобы пересмотреть Статьи конфедерации.

 

2. Принятие Конституции США 1787 года


Конституционный конвент собрался в Филадельфии 25 мая 1787 года и продолжался 18 недель. От 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать) было избрано 74 делегаты. Некоторые не смогли прибыть, некоторые не пожелали. В результате максимальное число участников заседаний было 55. На окончательном голосовании 17 сентября 1787 года присутствовало лишь чуть больше 40, так как некоторые делегаты, несогласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания. Среди делегатов присутствовали такие выдающиеся государственные деятели, как Бенджамин Франклин, Джеймс Уилсон и Говернер Моррис от Пенсильвании, Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон и Джордж Мейсон из Вирджинии, Джон Дикинсон из Делавэра и Александр Гамильтон из Нью-Йорка.
 Хотя состав конвента в социальном отношении являлся более или менее однородным (делегаты были в основном избраны из среды состоятельных людей), взгляды его участников были неоднородны. Гамильтон, представитель консервативной точки зрения, считал идеалом политический строй Англии с его конституционной монархией и двухпалатным парламентом. Он выступал за сильную власть, предлагал установить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки и членов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны, представитель буржуазно-демократических кругов Франклин являлся сторонником того, чтобы конгресс был однопалатным и выборы в него проводились на основе пропорционального представительства. Еще в 1783 году представители консервативно настроенной армейской верхушки создали "Общество Цинциннати", предложившее Вашингтону стать американским монархом. Последний категорически отверг это и последующие аналогичные предложения, заявив себя сторонником республиканского строя. Решительной критике монархические проекты были подвергнуты Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С. Адамсом. Они вызвали неодобрительную реакцию и со стороны умеренно-консервативных деятелей Дж. Адамса и Дж. Джея. В этих условиях было абсолютно бессмысленно поддерживать идею монархического строя на конвенте. Надо полагать, что Гамильтон отдавал себе отчет и в том, что идея эта была крайне непопулярна в народе, только что сбросившем иго британского короля.

Делегаты легко согласились с тем, что федеральное правительство должно состоять из законодательной, исполнительной и судебной власти, а также с тем, что законодательная власть должна быть построена на принципе бикамерализма, а исполнительная - в форме единоличной президентской легислатуры, хотя выдвигались предложения о создании коллегиального органа исполнительной власти. Однако по вопросу принципа представительства в конгрессе, порядка формирования, состава его палат, назначения главы государства, характера взаимодействия между федеральными органами и органами управления штатов и ряду других вопросов развернулись жаркие дебаты. Решение вопроса о характере политического устройства США было найдено на центристской основе. Важную роль в формировании положений конституции сыграл Джеймс Мэдисон. Именно он руководил составлением так называемого "вирджинского плана", который был внесен на обсуждение конвента делегатом Вирджинии Э. Рандолфом. Согласно этому плану федеральное правительство наделялось большими полномочиями. Встретив оппозицию со стороны делегатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными штатами, представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение конвента свой проект, получивший название "плана Нью-Джерси". В нем предлагалась ограничить расширенную прерогативу центрального правительства лишь в сфере финансов и торговли. Последующее обсуждение показало, что большинство делегатов склоняются в пользу "вирджинского плана", который был одобрен с некоторыми поправками, став основой при выработке новой конституции.

Согласившись с двухпалатным устройством конгресса, делегаты вступили в острую полемику по вопросу порядка их формирования. Высказывались предложения за отстранение народа от формирования национальной легислатуры. "Народ должен как можно меньше касаться дел правительства", - говорил делегат от Коннектикута Шерман. Сходную позицию занимал делегат от Массачусетса Джерри: "Бедствия, которые мы сейчас испытываем, проистекают от излишеств демократии". Позднее еще более резко высказался Гамильтон: "Народ возбудим и непостоянен, редко способен трезво рассуждать и верно решать". С другой стороны, на конвенте присутствовало немало делегатов, придерживающихся противоположной точки зрения. Б. Франклин считал необоснованным ограничивать избирательные права имущественным цензом. Решительным образом, высказавшись против ограничения избирательного права, он напомнил, что народ сыграл огромную роль во время войны, внес основной вклад в дело победы. "Чрезвычайно важно, - говорил Франклин, - чтобы мы не унизили его достоинства и не причинили вреда духу народа".

Эту точку зрения разделял и Мэдисон. Он был сторонником сбалансированного порядка, выступал за то, чтобы США оставались демократической республикой. "Избирательное право, - говорил он, - одно из основных условий республиканского правления". Мэдисон считал, что правительство лишь выиграет, если сумеет добиться поддержки народа и расширить свою опору в массах. Поэтому он возражал против реставрации основанных на имущественном цензе ограничений, частично пересмотренных либо отмененных в результате революции. Возврат к дореволюционным нормам мог подорвать всю систему, гибельно сказавшись на судьбе конституции. В конечном итоге члены конвента осознали это. Однако конвент отнюдь не высказался в пользу всеобщего избирательного права. Согласно принятому постановлению имущественные и иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе.

По поводу формирования сената также выдвигалось множество различных предложений. Делегаты южных и некоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, что число представителей в сенате должно быть пропорционально численности населения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат в сенате имел равное количество представителей. В конце концов, сторонники северных штатов одержали верх, и было принято предложение делегата из Коннектикута О. Эллсуорта о том, чтобы каждый штат, независимо от численности своего населения, был представлен в сенате США 2 представителями, избираемыми на 6 лет легислатурами соответствующего штата, причем каждый сенатор должен был обладать одним голосом. В результате впервые в практике американского конституционализма у верхней палаты появилась совершенно новая роль, что придало конституции США характер своеобразной "смешанной" системы правления, при которой принцип представительства населения стал дополняться принципом представительства интересов штатов как суверенных участников конституционного соглашения. Важное значение имеет тот факт, что при исчислении нормы представительства в нижнюю палату должно было учитываться 3/5 рабского населения, хотя последнее не имело избирательных прав. Договоренность по указанному комплексу вопросов получило название "великого компромисса", которая являлась одной из важнейших политических сделок на конвенте между представителями буржуазного Севера и плантаторского Юга.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты