Особенности общества с ограниченной ответственностью

Перечисленные сведения дают основную характеристику общества как субъекта гражданского оборота: полное и сокращенное фирменное наименование, место нахождения общества, его имущественное положение, внутренние отношения и т.д. Перечень обязательных сведений дополнен указанием на то, что устав может содержать и иные положения, не противоречащие федеральным законам. При многочисленности участников гражданского оборота важное значение имеет индивидуализация общества через его фирменное наименование (фирму). Обязательный элемент фирменного наименования слова «с ограниченной ответственностью». Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ указание на характер деятельности коммерческой организации включается в фирменное наименование в предусмотренном законом случаях. Применительно к ООО закон этого не требует. Впрочем, закон и не запрещает обозначить в фирменном наименовании характер деятельности общества. Право на фирменное наименование относится к исключительным правам общества и не может быть отчуждено, хотя отдельные его элементы (например, какое-либо графическое изображение) отчуждаемы, в том числе по договору коммерческой концессии.


ГЛАВА 2. Имущество общества с ограниченной ответственностью


Материальной основой деятельности ООО является его имущество, прежде всего уставный капитал, сформированный за счет вкладов его учредителей. В отличие от АО, в которых номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой (п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах), размер долей участников ООО может не совпадать. Об этом свидетельствуют положения п. 2 и 3 ст. 14 Закона об обществах. В п. 2 сказано, что размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби и должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Стало быть, для каждого участника такое соотношение окажется индивидуальным. Согласно п. 3, уставом общества могут быть ограничены максимальный размер доли участника, и возможность изменения соотношения долей участников. Исходя из этих правил, очевидно, что доли изначально были неравными, находились в каком-то соотношении между собой. В уставе можно предусмотреть равенство долей участников общества, так как установление такого равенства есть закрепление определенного соотношения, что дозволено законом.

Формирование долей (а через них и уставного капитала) осуществляется внесением вкладов учредителями общества. Пункт 6 ст. 66 ГК РФ, а также п. 1 ст. 15 Закона об обществах указывают, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. На первый взгляд может показаться, что это правило распространяется на все виды хозяйственных товариществ и обществ. Однако в нормах ГК РФ, относящихся к АО, и в Законе об акционерном обществе имеется другая формулировка — оплата акций (п. 2 ст. 99 ГК, п. 2 ст. 34 названного Закона). За казалось бы незначительным терминологическим различием скрывается существенная разница в характере внутренних и внешних правоотношений в АО и в ООО. Оплата акции означает покупку относительно «обезличенного» права, тогда как внесение вклада в ООО представляет собой, с одной стороны, более высокую степень личной заинтересованности в делах общества, а с другой стороны, заинтересованности ООО в сохранении вклада в составе его имущества (отсюда — право преимущественной покупки доли, отчуждаемой участником). Неденежные вклады в уставный капитал общества подвергаются денежной оценке, которая должна быть утверждена единогласным решением общего собрания участников общества. Определенные сложности возникают, например, при оценке такого вклада, как передача имущества во временное пользование, а также при досрочном прекращении пользования. Участникам предоставляется возможность урегулировать свои отношения, связанные с вкладами, в уставе или в учредительном договоре. Уставом общества могут быть определены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал. Но имущество, переданное исключенным или вышедшим из общества участником в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, остается в пользовании общества в течение срока, на который оно было передано, если иное не предусмотрено учредительным договором.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах учредитель, подписавший учредительный договор, обязан внести свой вклад в течение срока, определенного этим договором, так как согласно п. 1 ст. 12 Закона об обществах учредители обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Уставом общества может быть предусмотрено, что участники общества обязаны по решению общего собрания вносить вклады в имущество общества и в процессе его существования. Решение общего собрания в этом случае должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества. При этом вклады вносятся пропорционально долям участников в уставном капитале общества. Вклады не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале.

На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.

Уставный капитал общества не является стабильной величиной — он может быть увеличен или уменьшен по отношению к размеру, предусмотренному в учредительных документах общества. Изменение размера уставного капитала относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.


ГЛАВА 3. Органы управления


Одним из важных решений, принимаемых учредителями общества, является решение об избрании его исполнительных органов. Если учредитель — одно лицо, оно назначает исполнительные органы. Избрание исполнительных органов должно происходить после заключения учредительного договора, т.е. после выявления в надлежащей форме воли учредителей создать общество. Закон не содержит специальных указаний о том, как должно проходить собрание учредителей, определяя лишь, что утверждение устава и денежной оценки неденежных вкладов требует единогласия всех учредителей. Следовательно, формирование первых исполнительных органов должно происходить по правилам, установленным для проведения общих собраний участников общества. В соответствии со ст. 37 Закона об обществах для избрания («образования») исполнительных органов общества требуется большинство не менее двух третей от общего числа голосов участников общества. Учредители «трансформируются» в участников общества после государственной регистрации общества в органах юстиции. Диспозитивные нормы п. 2 ст. 32 Закона об обществах предусмотрели возможность включения в устав общества положения о создании наблюдательного совета (совета директоров) и определения его компетенции. В частности, к компетенции наблюдательного совета может быть отнесено образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий. Уставом определяются порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета), порядок прекращения полномочий его членов и компетенции председателя. Для определения компетенции председателя совета директоров может быть использована диспозитивная норма п. 2 ст. 67 Закона об акционерных обществах, в котором сказано, что председатель организует работу совета, созывает заседания совета директоров и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров. Число членов коллегиального исполнительного органа общества, которые могут входить в состав совета директоров ограничено: их не может быть более одной четвертой части состава совета. Императивная норма Закона об акционерных обществах устанавливает иное соотношение — члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества (п. 2 ст. 66), т.е. членов коллегиального исполнительного органа в составе совета директоров (наблюдательного совета) АО может быть несколько меньше половины. Норма, установленная для ООО предпочтительнее, так как создает более серьезное препятствие усилению влияния исполнительного органа на надзорный орган общества, призванный контролировать деятельность исполнительного.

Высшим органом ООО является общее собрание участников общества (ст. 32 Закона об обществах). Закон определяет исключительную компетенцию общего собрания, устанавливает порядок созыва как очередных, так и внеочередных собраний, порядок работы общего собрания. Предусмотренный п. 2 ст. 33 Закона об обществах перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не является исчерпывающим и уставом может быть расширен. В этот перечень включены: определение основных направлений деятельности общества, принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, изменения устава, внесение изменений в учредительный договор, утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества, принятие решения о реорганизации или ликвидации общества и т.д. Этот перечень дополняется рядом вопросов, обозначенных в других статьях Закона об обществах, которые также требуют решения общего собрания (совершение сделок, в которых заинтересованы руководящие работники общества, совершение крупных сделок и др.). Все вопросы исключительной компетенции собрания участников характеризуются фундаментальностью, долгосрочностью действия принятых по ним решений, невозможностью без ущерба интересам участников решить их в рабочем порядке. Элементы, составляющие компетенцию общего собрания участников общества, можно разделить на организационные и существенно-правовые. К организационным следует отнести определение основных направлений развития общества, внесение изменений в устав, изменение учредительного договора, образование исполнительных органов общества, принятие решения о реорганизации или ликвидации и т.п. Имущественно-правовые компоненты включают принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества, о размещении облигаций и других эмиссионных ценных бумаг, совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости имущества общества, и т.д. Делегирование правомочий общего собрания участников по решению вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции, другим органам общества не допускается. Лишь в случаях, предусмотренных законом, передача полномочий возможна — например, уставом может быть предусмотрено, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета)[5]. Компетенция общего собрания не безгранична — ему не предоставлено право решать любые вопросы деятельности общества. И это справедливо, так как при всей своей значимости как формы выражения воли всех участников общества общее собрание является все же недостаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью. В связи с этим п. 4 ст. 32 Закона об обществах установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным и коллегиальным исполнительным органами общества. В общем собрании участники общества путем голосования по обсуждаемым вопросам реализуют свое право на управление делами общества. Закон не увязывает число голосов, принадлежащих участнику общества, с размером его доли в уставном капитале. Равенство долей не предполагается, хотя и может быть предусмотрено уставом. Согласно п. 2 ст. 89 ГК РФ и п. 2 ст. 12 Закона об обществах в уставе и учредительном договоре должны быть сведения о размере доли каждого участника общества. Обязательность указания размера доли каждого участника имеет смысл только в случае, когда эти доли не равны. Созыв очередного общего собрания осуществляет исполнительный орган общества, внеочередное общее собрание может быть созвано исполнительным органом по собственной инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, а также по требованию участников общества, обладающих в совокупности не менее одной десятой от общего числа голосов участников общества. Если исполнительный орган игнорирует требование о созыве внеочередного собрания, инициаторы вправе самостоятельно созвать такое собрание. Статья 36 Закона об обществах определяет порядок созыва общего собрания участников общества. Решение вопросов деятельности общества возможно без проведения общего собрания, путем заочного голосования (опросным путем) с соблюдением правил, установленных ст. 38 Закона об обществах. Решения общего собрания, как правило, принимаются большинством голосов участников общества. Однако в ряде случаев, исходя из значимости для общества решаемого вопроса, Закон об обществах требует квалифицированного большинства и даже единогласия. Так, согласно п. 1 ст. 28, решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием большинством голосов от общего числа голосов участников общества, а не только от числа голосов присутствующих на собрании. Указанная часть прибыли распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, но единогласным решением всех участников общества этот порядок может быть изменен (п. 2 ст. 28). Единогласия всех участников требуют также решения о внесении изменений в учредительный договор и о реорганизации или ликвидации общества. Для изменения устава общества, в том числе для изменения размера уставного капитала (уменьшения или увеличения), необходимо решение общего собрания, принятое большинством не менее двух третей от общего числа голосов участников общества.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты