Особенности пенсий. Специальный трудовой стаж
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра гуманитарных дисциплин КубГУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Новороссийск 2009
1. Особенности пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособные граждане;
6) члены семей вышеназванных граждан, имеющие право на пенсию в случаях, предусмотренных законом.
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
– пенсия за выслугу лет;
– пенсия по старости;
– пенсия по инвалидности;
– социальная пенсия.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
2) участникам ВОВ. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
4) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
5) нетрудоспособным членам семьи, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» накопительной части трудовой пенсии.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии:
– пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно;
– пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность;
– пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.
2. Специальный трудовой стаж, его значение
С 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности независимо от количества и продолжительности перерывов в ней в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В обновленном законодательстве Федеральном законе «О трудовых пенсиях», Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж отсутствует.
Однако, то, что в ранее действующем законодательстве называлось специальным трудовым стажем, сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
· пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);
· времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа. Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа. В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия. Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.
Принятие нового пенсионного закона повлекло за собой несогласие с некоторыми его положениями. Неоднократно эти вопросы были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, что повлияло на правоприменительную практику, в частности при досрочном пенсионном обеспечении. Например, согласно ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 г. работы, выполнявшиеся до 1 января 1992 г. и предусмотренные действовавшими в то время Списками N 1 и 2, принятыми в 1956 г., засчитывались в трудовой стаж, с учетом которого назначалась пенсия за работу с особыми условиями труда, наравне с работами, предусмотренными Списками 1991 г. Поскольку в Законе о трудовых пенсиях подобной нормы нет, правоприменительные органы, начиная с 1 января 2002 г. отказывали в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списками 1956 г. Так, гражданка Тарасова с 1977 по 1985 гг. работала кочегаром котельной на жидком и газообразном топливе (на кондитерской фабрике). Профессия машинист - кочегар котельной была предусмотрена р. XIV Списка N 2 1956 г. В Списке 1991 г. значилась профессия кочегар котельной (на угле и сланце). Однако в силу ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 г. профессия, предусмотренная прежним Списком, до 1 января 2002 г. давала право на досрочное назначение пенсии. Поскольку Тарасова обратилась за пенсией в феврале 2002 г., в досрочном назначении пенсии ей было отказано. Данное дело было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Как отмечено в его Определении от 6 марта 2003 г. N 107-О, содержание норм ст. 27 Закона о трудовых пенсиях свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие указанного Закона уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с такими условиями в период до 1 января 1992 г. и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний ст. 27 и иных статей названного Закона не следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с указанными условиями (в частности, были включены в Список N 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном возрасте. Истолкование норм Закона как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации). И далее Конституционный Суд отмечает: положения Закона о трудовых пенсиях не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения работ, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173; иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом. В настоящее время, как сказано выше, эта позиция нашла отражение в новой редакции Постановления Правительства от 18 июля 2002 г. N 537.
Страницы: 1, 2