Особенности приобретения земельных участков на торгах, конкурсах и аукционах

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Данные Правила также регулируют порядок проведения торгов по продаже земельных участков

Так же регламентирующими являются и такие подзаконные акты, как письмо Минэкономразвития от 4 августа 2009 г. N Д06-2219 о порядке изъятия земельных участков и жилых домов для государственных и муниципальных нужд путем выкупа или продажи с публичных торгов, а также о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков и письмо от 2 июня 2008 г. N Д08-1609 об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.


2. Анализ экономической ситуации на рынках земельных аукционов, проблемы и пути решения


Земельные аукционы, и раньше не пользующиеся особой популярностью, впали в летаргию. С приходом кризиса интерес к проведению и участию в подобного рода мероприятиях значительно снизился. "В настоящее время аукционные продажи не столь распространены в связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся на рынке недвижимости. Дело в том, что на аукцион, как правило, выставляются максимально интересные объекты, приобрести которые желают очень многие. В условиях растущего рынка такие мероприятия, безусловно, более востребованы и оправданы. Помимо всего прочего стоит уделять особое внимание оповещению целевой аудитории о такого рода мероприятиях. Нет единой площадки, где бы могли встретиться продавец и покупатели, где можно было бы разместить полную информацию о проекте, условиях продажи и т. п. Таким образом, сейчас аукционы в большей степени походят на PR- и рекламные акции, проводимые основными игроками как рынка недвижимости, так и финансовыми структурами. Это подтверждается анализом проведенных земельных аукционов за 2009 год в крупных городах РФ.


2.1 Анализ проведения земельных аукционов в крупных городах Российской Федерации за 2008-2009 гг.


По данным главы Департамента земельных ресурсов Москвы Виктора Дамурчиева план по проведению земельных аукционов в Москве в 2009 году выполнен всего на 16%. Всего на торги планировалось выставить 45 общегородских объектов и 187 окружных объектов.По общегородским объектам состоялись 14 аукционов, по окружным - 24. Часть лотов была снята с торгов, документация по другим разрабатывается и корректируется.

Низкая активность инвесторов объясняется трудными экономическими условиями, в которых находится бизнес. Многие застройщики на пике кризиса не берутся за новые объекты, сосредоточив свои усилия на завершении уже начатых.

Кризис серьезно ударил по аукционам. По словам вице-мэра Екатеринбурга Владимира Крицкого, со второго полугодия-2008г по ноябрь 2009 года торги практически не проводились по причине отсутствия заявок. В прошлом 2008 году в бюджет планировалось перечислить от продажи прав аренды около 1 млрд. рублей, по факту получилось всего 385 миллионов.

В других столицах ситуация аналогична. В Перми, по словам руководителя экспертно-аналитического отдела Пермского аналитического центра Ирины Трубиновой, уже в августе - сентябре 2008 г. года торги были просто провалены. Бывало, что на аукционы не поступало ни одной заявки. Показательно последнее сообщение на сайте администрации краевого центра по поводу отмены торгов 4 октября 2008 года: "Департамент планирования и развития территории города Перми уведомляет всех заинтересованных лиц об отмене торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, объявленных на 23 и 30 октября и 20 ноября 2008 года".

В Тюмени аукцион на строительство многоквартирного дома состоялся лишь раз, в феврале2008г. С начала 2009 г администрация подготовила пять аукционов по участкам под строительство, не связанное с жилищным, - не проведен ни один. Покупалась земля только под индивидуальное строительство: организовано 136 аукционов, да и то более 30% признаны несостоявшимися.

В Челябинске на последнем аукционе 2008 года из 16 лотов на 14 не подано ни одной заявки, на два оставшихся - по одной. Все торги признаны несостоявшимися.

Аналитики и крупные застройщики отмечают: мелкие компании все активнее стали сбывать неосвоенные участки, даже арендная плата становится для них непосильной ношей. Число желающих продать земельные участки определенно возросло. Кто-то планировал организовать застройку участков, кто-то - заработать на росте цен при перепродаже. Теперь условия изменились. И земельные участки - это первое, от чего стараются избавиться должники, столкнувшиеся с проблемами возврата банковских кредитов. При этом цена земли на вторичном рынке резко снизилась. В Тюмени падение составило порядка 50%. В Екатеринбурге, летом прошлого года в пределах города стоимость земли под строительство крупных объектов в среднем составляла 2 млн. долларов за 1 га, в начале 2009-го - 1,4 - 1,5 млн.руб. (снижение - 30%).

Земельные участки уже перестали быть дефицитным товаром, спрос на них сократился на 10 - 20% Эксперты ожидают дальнейшего падения спроса и снижения цен на первичном рынке на 20 - 30% (пока заметных изменений в этом сегменте не произошло, на вторичном - еще на 15 - 20%.[12,с. sob.ru]

Таким образом, механизм аукционов не может заработать вот уже третий год. В 2007 - 2008-м и начале 2009 года это происходило из-за того, что муниципалитеты практически не выставляли на торги ликвидные участки, а на привлекательную землю назначали спекулятивно высокие цены. Например, в Екатеринбурге на первом аукционе 2008 года поставлен рекорд: право аренды земельного участка площадью 2,1 га, расположенного в центре, продано при стартовой стоимости в 102 млн рублей за 278 миллионов. Тогда аналитики в один голос заявили: строительство при такой цене выйдет на грань рентабельности [11,с.12-15]Теперь аукционы не востребованы: у застройщиков нет свободных средств, реализация многих проектов приостановлена.


2.2 Анализ целесообразности и эффективности проведения аукционов в муниципальных образованиях Республики Коми


Рассмотрев ситуацию по реализации земельных участков через аукционы в крупных городах , необходимо проанализировать аналогичную ситуацию в районах Муниципальных образований Республики Коми.

Из-за законодательной чехарды в земельных вопросах люди сегодня не могут понять, почему при наличии множества неиспользуемых сенокосных угодий и свободной земли нужно проводить аукционы на выделение участка под строительство индивидуального жилья или ведения приусадебного хозяйства. Как вообще реализовать это нововведение в поселке, где претендентов на один и тот же участок из числа стариков нет, а значит, аукцион будет признан несостоявшимся.

Понятно, что эти требования актуальны для средней полосы России, где за участки под застройку в благоустроенных поселках идет борьба.

Но в Республике Коми, где луга и пастбища зарастают лесом, где полно свободных участков в поселениях, аукцион становится малоэффективной, а по сути нецелесообразной формой распределения земли. А если сельский житель хочет построиться, то здесь необходимы льготные условия предоставления участков.

Казалось бы, чего проще разделить земли на категории в рамках отдельной целевой программы. И, к примеру, под социальные цели, то есть строительство жилья на селе, разработать преференции. Можно также отдать не используемые по назначению сельскохозяйственные угодья. По такому пути пошли в Самарской области, где людям без аукциона в кризис "нарезали" сотки под строительство домов и огородничество. Такой вариант решения проблемы лежит вне правового поля, ведь закон не разрешает отдавать под застройку земли сельскохозяйственного назначения, даже если на них не пашут, не косят. В этом случае могут привлечь чиновников к ответственности за нарушение законодательства при передаче земли.

Таким образом, за время применения аукционного порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, выявились и недочеты законодателя, и трудноразрешимые проблемы, с которыми постоянно вынуждены сталкиваться правоприменители, органы власти, инвесторы. Кроме того, сразу же обнаружилось, что универсальные для всей страны нормы земельного законодательства в разных регионах работают не одинаково и что иногда аукционный порядок просто невозможно реализовать.

Есть основания предположить, что , законодателю нужно отказаться от единых для всей страны процедур предоставления земельных участков под освоение и жилищное строительство в пользу дифференцированного подхода. Это позволит учесть региональную специфику.

Так же необходимо предоставить органам представительной власти на местах возможность самим решать вопросы по процедурам выделения земельных участков и принимать соответствующие законодательные акты.


2.3 Проблемы и пути их решения


Из приведенного выше анализа можно выделить ряд проблем, которые существуют на сегодняшний день в процедуре проведения земельных торгов(аукционов , конкурсов):

1)                Универсальные для всей страны нормы земельного законодательства в отношении земельных аукционов разных регионах работают не одинаково, а зачастую просто неэффективны или вообще не целесообразны.

2)                В связи с экономическим кризисом в России даже в крупных городах механизм земельных аукционов не работает уже третий год. В среднем за год на земельных торгах совершается две-три сделки .

3)                Механизм проведения торгов(аукционов, конкурсов) очень сложен . Для подготовки земельного участка требуется не менее 6 месяцев, а бюрократический подход приводит к тому, что потенциальные приобретатели прав на земельный участок должны собрать не менее 80 подписей в различных кабинетах власти. Очевидно, что частные аукционы пользуются популярностью по причине более гибкого подхода к покупателю (например, аукционные дома могут устраивать торги на понижение), возможности договориться и открытости продавца. По той же причине инвесторы будут активно пытаться купить землю напрямую у собственника, нежели прибегать к участию в аукционе.

Изменить сложившуюся ситуацию возможно следующими способами:

1)                Снижение начальной стоимости участка. Доходы компаний и населения сократились на 20 - 30%, соответственно нужно снизить и цену земли. Девелоперы отмечают, что справедливая начальная стоимость участка равна объему средств, потраченных администрацией на его подготовку (проведение коммуникаций, устранение обременений и т.д.). Виталий Дунин и вовсе уверяет, что из-за отсутствия средств сельхозпроизводители готовы покупать участки максимум по кадастровой стоимости (как правило, в два-четыре раза ниже рыночной).

2)                Введение отсрочки и рассрочки платежа за право пользования землей. У инвесторов и компаний сегодня свободных денег практически нет. Соответственно, платить за землю нечем. Логично было бы взимать плату за землю только после начала реализации квартир, домов, коммерческих площадей. Кроме того, в нынешних условиях сбыть все построенные квадратные метры сразу застройщику не удастся. Следовательно, необходима разумная рассрочка платежа.

3)                Снижение арендной ставки. Для расчета величины годовой арендной платы за земли, арендуемые для целей многоквартирного жилищного строительства, вводить понижающие коэффициенты .

4)                Законодателям следует отказаться от единых для всей страны процедур предоставления земельных участков под освоение и жилищное строительство в пользу дифференцированного подхода. Это позволит учесть региональную специфику

5)                Считаем также необходимым предоставить органам представительной власти на местах возможность самим решать вопросы по процедурам выделения земельных участков и принимать соответствующие законодательные акты.

6)                Процедуры подготовки земельных участков к жилищному строительству, должны быть урегулированы на федеральном уровне. В настоящее время формирование земельных участков, которые впоследствии должны выставляться на аукцион, – обязанность органов власти. На практике они фактически не ведут такой работы. Зато в скорейшем формировании конкретных земельных участков заинтересованы инвесторы. По негласным соглашениям с местными властями инвесторы и проводят формирование приглянувшихся земельных участков.

Возможно, применение вышеизложенных мероприятий позволит снять экономическую напряженность на земельных аукционах ,


Заключение


Согласно Земельному кодексу РФ проведение аукционов связано с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность без предварительного согласования места размещения объектов. Исключительно через аукционы участки предоставляются для целей жилищного строительства, Данный способ предоставления земельных участков представляется вполне справедливым, поскольку, должен гарантировать равные и прозрачные возможности для приобретения земельных участков. Кроме того, данная система отражает развитие рыночных отношений в РФ, поскольку в ходе проведения аукциона должна быть сформирована рыночная цена на объекты недвижимости, т. е. цена на свободном конкурентном рынке, когда покупатель и продавец обладают всей полной информацией для принятия решений и действуют осмотрительно.

Помимо открытости процедуры, аукционная система имеет и другие преимущества: критерий отбора победителя по наибольшей предложенной сумме выкупа права застройки предпочтительней, чем решение членов конкурсной комиссии, принятое на основании множества критериев, часто не подлежащих формализованной оценке. Еще одним положительным моментом служит то, что на аукционы выставляются подготовленные участки, прошедшие межевание и кадастровую оценку, имеющие исходно-разрешительную документацию. Это снижает трудозатраты покупателя на этапе освоения участка и дает возможность точно рассчитать эффективность проекта в самом начале.

Между тем на данный момент у госструктур, организующих аукционы, нет ни материальных, ни человеческих ресурсов для подготовки всех документов для площадок под массовое строительство.

Процедура проведения аукционов хороша только в теории. На практике она осложняется всевозможными бюрократическими согласованиями и уловками. В этом плане аукционы часто приводят к тому, что хороший участок по минимальной цене получают компании, имеющие "близкие" отношения с местной администрацией либо с органом, проводящим аукцион, поскольку они могут в этом случае непосредственно влиять на результат проведения аукциона.

Помимо организационных трудностей, существуют и проблемы иного рода. Беспокойство правоохранительных органов вызывает существование "тайных договоренностей" между компаниями и чиновниками, выдающими разрешения на строительство. Так, первая проверка соответствующих структур, проведенная ФАС, показала, что 90% разрешений на застройку земельных участков было выдано местными органами власти без проведения аукционов.

Зачастую аукционы превращаются в фиктивную процедуру, когда в них участвует потенциальный победитель, а также еще ряд юридических лиц – "статистов", специально учрежденных или привлеченных для фальшивого соперничества.

С приходом кризиса интерес к проведению и участию в подобного рода мероприятиях значительно снизился. В настоящее время аукционные продажи не столь распространены в связи с непростой экономической ситуацией, сложившейся на рынке недвижимости.

В процессе написания творческой работы был проведен анализ экономической ситуации на рынках различных регионов Российской Федерации.

Выявлен ряд проблем и пути их решения.

Думается, что проблемы ,так остро и явно проявившиеся в период кризиса, станут предметом особого осмысления , а кризис оздоровит хотя бы эту сферу экономики, и тогда земельные аукционы перестанут нести за собой шлейф скандальности.


Список использованных источников


Нормативные акты

1. Земельный кодекс РФ от 28 октября 2001г.

2. Гражданский кодекс РФ часть I от 30 ноября 1994г.

3. ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельхоз назначения"

4. ФЗ №191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ"

5. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".

Учебные пособия

6. Земельное право. Учебник / Под редакцией С.А.Боголюбова .-М.:ООО "ТК Велби",2002.-400 с.

7. Земельное право:учебник / Под редакцией Г.Е.Быстрова, Р.К.Гусева .-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-720 с.

8.Земельное право России. Учебник по специальности "Правоведение"/ Под редакцией В.В.Петрова .М.,1997.-300 с.

9. Чубуков Г.В., Волкова Н.А. Земельное право. Юнита №1, 2. Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию. Издание первое – М., СГУ, 2003 г.-150 с.

Газетно-журнальные публикации

10. Землю есть буду // Эксперт-Урал №8(317). 2008. 25 фев. с. 12-15

Интернет-источники

11. Есть ли будущее у земельных аукционов ?/Интернет журнал "Собственник" #"1.files/image001.jpg">


Приложение В



Приложение Г


Образец заполнения платежного поручения для перечисления задатка


Приложение Д


План размещения земельного участка


Приложение Е


План размещения земельного участка относительно инфраструктуры района г.Ухты





 




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты