Надзор прокурора в стадии обращения приговора к исполнению распространяется на широкий круг органов и должностных лиц, причастных к исполнению судебных приговоров. Это суды, судебные исполнители, органы внутренних дел, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, медицинские учреждения и т.д. Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц и государственных органов строго соответствовали закону.
Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы и применяет разные средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на незаконные действия судебного исполнителя или вносит представления в органы суда, в местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенные нарушения закона.
На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор не только за правильным, но и за своевременным обращением приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении срока на его обжалование или оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии с ч. 3 ст. 399 УПК, вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента его провозглашения. Оправдательный приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно по его провозглашению. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.
Следует подчеркнуть, что прокуроры уделяют большое внимание надзору за исполнением приговоров, связанных с лишением свободы, и не всегда осуществляют должный надзор за исполнением приговоров, связанных с иными видами как основного, так и дополнительного наказания, а также за исполнением законов по различного рода имущественным взысканиям. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десятидневного срока со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления в законную силу.
Установив нарушения закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю вышестоящего суда либо местному органу юстиции. Если обнаружены существенные нарушения закона, например приговор, остался не обращенным к исполнению, прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной ответственности судей или должностных лиц исправительно-трудовых учреждений. Приведение в исполнение приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, осуществляют городские, районные и межрайонные инспекции и отделы исправительных работ органов внутренних дел, которые несут ответственность за своевременность и правильность исполнения приговоров, связанных с исправительными работами без лишения свободы. Прокурор также выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению.
При осуществлении надзора за законностью обращения к исполнению приговора в части конфискации имущества прокурор проверяет, чтобы в приговоре было указано, какое имущество (определенная часть или конкретные предметы) подлежит конфискации. При этом должны быть строго соблюдены интересы государства: подлежащее конфискации имущество и ценности должны быть обращены в доход государства. В то же время прокурор должен обеспечить права и законные интересы осужденного или иных лиц в части сохранения имущества, не подлежащего конфискации, оставшегося во владении этих лиц. В соответствии со ст. 402 УПК отсрочка исполнения наказания, изменение или прекращение применения принудительных мер безопасности, лечения, прекращение принудительного лечения в отношении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, применяются судом, постановившим приговор или вынесшим определение, постановление. Этим же судом разрешаются всякого рода сомнения и неясности, возникающие при исполнении судебных решений. Если приговор, определение, постановление исполняются вне района деятельности суда, принявшего эти судебные решения, указанные вопросы разрешаются районным (городским) судом по месту исполнения приговора. Копии определения, постановления направляются суду, постановившему приговор.
В ч. 2 ст. 402 УПК определено, что освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания, замена не отбытой части наказания более мягким наказанием, перевод из одной колонии или воспитательной колонии в другую колонию иного вида режима, из колонии в тюрьму и из тюрьмы в колонию разрешаются определением (постановлением) районного (городского) суда по месту отбывания наказания осужденным независимо от того, каким судом был постановлен приговор, вынесено определение или постановление. В соответствии с ч. 3 ст. 402 УПК вопрос замены дальнейшего отбывания пожизненного заключения лишением свободы разрешается судом, постановившим приговор, или одноименным судом по месту отбывания наказания. Перечисленные в ч. 4 ст. 402 УПК вопросы об отмене условного неприменения наказания и направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором в соответствии со ст. 78 УК, об освобождении от наказания осужденного, в отношении которого исполнение приговора отсрочено по основаниям, предусмотренным ст. 77 УК, а также об отмене такой отсрочки исполнения приговора и направлении осужденного для отбывания лишения свободы разрешаются определением (постановлением) районного (городского) суда по месту жительства осужденного или суда, постановившего приговор. Согласно п. 5 ст. 402 УПК вопросы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора. Участие прокурора при рассмотрении таких материалов является обязательным. Он выступает с заключением после объяснений лиц, участвующих в заседании. Заключение прокурора в стадии исполнения приговора так же, как его заключение в предшествующих стадиях уголовного производства, должно быть обоснованным и основанным на законе и точно установленных фактах. В случае вынесения судьей незаконного или необоснованного постановления прокурор, руководствуясь ст. 377 УПК, приносит частный протест на предмет отмены такого постановления.
В силу требований ст. 349-364 УПК приговор суда должен быть не только законным и обоснованным, но и не вызывающим сомнений при его исполнении, составленным в ясных и понятных выражениях.
В порядке обращения приговора к исполнению и в ходе самого исполнения могут возникать различного рода сомнения и неясности, которые затрудняют или препятствуют обращению приговора к исполнению и самого его исполнения. Эти вопросы решаются судьей в судебном заседании с обязательным участием прокурора. Разрешая сомнения и неясности в порядке, установленном законом, судья в постановлении не вправе корректировать приговор. Все уточнения и изменения, выносимые судом в порядке исполнения приговора, не должны касаться его существа. Недопустимо внесение в приговор исправлений, касающихся назначения наказания по совокупности преступлений, определения испытательного срока при условном осуждении, изменения меры пресечения до вступления приговора в законную силу. Не могут быть затронуты вопросы, связанные с юридической оценкой преступления, мерой наказания или с суммой причиненного ущерба. Эти вопросы могут быть разрешены только в кассационном или надзорном порядке.
Суды надзорных инстанций устраняют ошибки и нарушения закона, допускаемые судами первой и кассационной инстанций. Судебные органы, осуществляющие пересмотр приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, не только исправляют конкретные ошибки судов первой и кассационной инстанций, но и обеспечивает единообразное понимание и применение уголовно-процессуального законодательства.
По уголовно-процессуальному законодательству пересмотр судебного решения, вступившего в законную силу, допускается лишь по протесту прокурора, председателя суда или его заместителей, указанных в законе. Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам, установленным уголовно-процессуальным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 404 УПК протесты в порядке надзора вправе приносить:
1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, их заместители — на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;
3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор и их заместители в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.
Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению. В отличие от кассационного и частного протестов протест в порядке надзора может быть принесен на любое судебное решение. Для того чтобы решить вопрос, есть ли основания к принесению протеста в порядке надзора, прокурор проверяет уголовное дело.
Право истребования из суда для проверки в порядке надзора уголовного дела, по которому приговор, определение или постановление вступило в законную силу, принадлежит, прежде всего, прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территориальной компетенции. Районные и городские прокуроры приносить протесты в порядке надзора не вправе. Но в соответствии с ч. 2 ст. 409 УПК и Законом о прокуратуре им принадлежит право истребования дела из районного (городского) суда. Если в результате проверки дела обнаружатся основания для принесения надзорного протеста, районный (городской) прокурор направляет дело вышестоящему прокурору, уполномоченному принести протест, со своим представлением, в котором излагает указанные основания. Подобным же образом поступает прокурор области или иной соответствующий ему прокурор, направляя дело с представлением Генеральному прокурору, если протест должен быть, принесен в Верховный Суд Республики Беларусь [10, с. 71].
Правом обращения с жалобой по основаниям, указанным в п. 1 ст. 388 УПК (односторонность или неполнота судебного следствия; несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого), обладает осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители (ст. 408 УПК). Жалоба подается в письменной форме. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования уголовного дела — не позднее одного месяца со дня поступления дела.
Поводом к истребованию дела также могут быть: ходатайства граждан, предприятий, учреждений и организаций о принесении протеста на приговор или иное судебное решение; сообщения в средствах массовой информации, в которых ставится вопрос о неправосудности решения, инициатива прокурора, если данные о нарушении закона получены им при непосредственном участии в рассмотрении дела (когда, например, кассационная инстанция не согласилась с его заключением или отклонила кассационный или частный протест), при проверке деятельности подчиненной прокуратуры и т.п.; представление нижестоящего прокурора либо поручение вышестоящего прокурора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8