Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий
Реферат на тему:
Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) криминальной природы возникают в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам. Они связаны с нарушением нормальной работы транспорта, не редко сопряжены с гибелью людей, материальным ущербом и другими вредными последствиями. Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешехода; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров. По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т. п.), а также случайным стечением обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией регулирования уличного движения. Нарушения ПДД со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклониться от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки: несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и др. Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и др. Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность. В ДТП можно выделить три фазы: 1) начальную; 2) кульминационную и 3) конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей. Для начальной фазы ДТП характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза ДТП характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки. Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины. В результате контакта, взаимодействия транспортного средства и пешехода на дорожном покрытии, на транспортном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых и заднего стекол, отслоившаяся краска, тормозной путь и др.). По этим следам при условии их своевременного обнаружения и фиксации возможно установление механизма и причин ДТП. Как правило, для ДТП характерна быстротечность события, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и т. д.). Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведения весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц. Лица, совершающие ДТП, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления.
В начале расследования возникают две типичные ситуации: а) водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия: водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена); б) водитель неизвестен (он скрылся с места происшествия вместе с авто машиной или оставил угнанную автомашину). Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие или менее тяж кие телесные повреждения пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз; Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких те лесных повреждений или смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места ДТП, установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потер певшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потер певшего и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины. Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшегося воителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование под разделений ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывшегося транспортного средства, должен быть произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования, организовано преследование по "горячим следам". Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашины в районах, через которые пролегал путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с этим должен проверяться имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.
Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, - марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениями на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге т. п., а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидение. Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов; 3) техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов; 4) грубая неосторожность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоятельств; 6) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления. Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверяются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, что место обнаружения трупа и место наезда не совпадают), месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшествия, и др. Осмотр места происшествия состоит из четырех частей: 1) осмотр трассы; 2) осмотр трупа потерпевшего: 3) осмотр транспортного средства; 4) осмотр отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Прежде всего необходимо освободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точно зафиксировать очевидные объекты на трассе - отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, могущие иметь значение для дела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимые измерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происшествия - фотографирования, могут быть использованы стереофотографические методы съемки. Следует зафиксировать: рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное, гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т. д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, следов и других вещественных доказательств по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам ( углу дома, дорожному знаку и др.). Границы осматриваемого участка дороги следует максимально увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следует также точно установить ширину проезжей части, ширину обочин, тротуаров, описать обнаруженные следы преступления, длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению к какой-либо границе проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение для расследования, следует очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Если обстановка позволяет, труп потерпевшего следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка и номерной знак автомашины, повреждения, возможно, возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с перед ней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т. п. После этого необходимо в этих же целях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.
В необходимых случаях производится осмотр отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.
Показания свидетелей позволяют восстановить механизм дорожно-транспортного происшествия, определить действия его участников, а также установить важнейшие обстоятельства, которые впоследствии будут иметь существенное значение для принятия правильного решения по делу. Поэтому в первую очередь необходимо уточнить, кто может стать свидетелем и каковы его основные права и обязанности.
Какими правами и обязанностями обладают очевидцы ДТП, рассказал инспектор по контролю за выполнением поручений Московской коллегии адвокатов "РОСАР" Артем Ахундзянов.
— Иногда для объективного исследования обстоятельств ДТП недостаточно объяснений виновного и потерпевшего, поскольку они являются заинтересованными сторонами и каждый, защищая себя, придерживается своей версии. В подобной ситуации установить истину может помочь очевидец происшествия. Это лицо, привлекаемое для дачи показаний в процессе административного производства или уголовного судопроизводства, становится свидетелем по делу.
В зависимости от тяжести последствий ДТП рассмотрение дела происходит в порядке административного или уголовного судопроизводства. При нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть одного и более лиц, может быть возбуждено уголовное дело, в иных случаях дело рассматривают как административное.
Свидетелем в уголовном процессе, согласно ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ, является лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения уголовного дела. Свидетель дает показания сотруднику милиции, дознавателю, следователю, прокурору и суду. В соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации он вправе отказаться свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и других близких родственников. Если свидетель соглашается дать показания, то его должны предупредить о возможности использования их в качестве доказательств по уголовному делу, даже в случае его последующего отказа от них. Являться в суд или на допросы он может со своим адвокатом, а также вправе приносить жалобы, заявлять ходатайства, в том числе и о применении к нему мер безопасности.
Данные, основанные на догадках, предположениях, слухах, как и показания, относительно которых свидетель не может указать источник своей осведомленности, являются недопустимыми доказательствами.
В соответствии с уголовным законодательством на свидетеля возложена ответственность за дачу заведомо ложных показаний, отказ от дачи показаний, уклонение от явки по вызовам в суд, разглашение материалов предварительного следствия, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу. В уголовном процессе свидетеля нельзя принудительно подвергнуть судебной экспертизе или освидетельствованию.
Допрос проводят по месту предварительного следствия, без перерыва он может длиться не более четырех часов. Свидетеля вызывают на эту процедуру повесткой, содержащей указание о том, кто и в каком качестве его вызывает, к кому и по какому адресу необходимо явиться, дату и время явки, а также последствия неявки без уважительной причины. Показания свидетеля записывают от первого лица, желательно дословно, вопросы и ответы заносят в протокол в той последовательности, в которой они поступали в ходе допроса.
По делам о ДТП очевидцам могут быть заданы вопросы о механизме дорожно-транспортного происшествия, движении его участников, моменте возникновения опасности на дороге, состоянии дороги и дорожной обстановке, дорожной разметке, знаках светофора и иных существенных обстоятельствах. Также выясняются вопросы о месте, с которого они наблюдали ДТП, состоянии их здоровья, в том числе зрения.
Отдельно стоит отметить, что в процессе административного производства в качестве свидетеля, согласно ст. 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), по делу также может быть вызвано лицо, которому предположительно известны обстоятельства происшествия, подлежащие установлению.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все, что ему известно по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить в соответствующем протоколе своей подписью правильность занесения сведений.
Права свидетеля по делам об административных правонарушениях четко прописаны в ст. 25.6 КоАП РФ. В этой статье, равно как и в ст. 51 Конституции РФ, говорится, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки). И по административному, и по уголовному делу свидетель имеет право давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при этом ему предоставляют бесплатную помощь переводчика. Его предупреждают об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей свидетель несет административную ответственность.
Что же касается свидетелей, не достигших 14-летнего возраста, а по усмотрению следователя и свидетелей от 14 до 18 лет, при их допросе необходимо присутствие педагога или психолога. Это положение распространяется как на административное, так и на уголовное судопроизводство. В некоторых случаях опрос может быть произведен в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля, то есть родителя или опекуна.
Как уже было отмечено, показания свидетелей при рассмотрении уголовных и административных дел являются важными доказательствами. Поэтому одним из основных действий водителя на месте ДТП должно стать установление и фиксация очевидцев (свидетелей) дорожно-транспортного происшествия, внесение их данных не только в свои объяснения, но и в документы, составляемые сотрудниками ГИБДД. Опытный адвокат по дорожно-транспортным происшествиям всегда рекомендует водителям, их пассажирам и знакомым незамедлительно записать на месте происшествия данные очевидцев, сфотографировать или записать номера находящихся там машин. Эти действия в дальнейшем позволят отыскать свидетелей.
В практике адвокатов нашей коллегии имели место случаи, когда сотрудники ГИБДД отказывались указывать в качестве очевидцев (свидетелей) дорожно-транспортного происшествия родственников участника ДТП и пассажиров автомобиля, ссылаясь на то, что супруги, родители, дети, братья, сестры, друзья, сослуживцы не могут быть свидетелями, так как являются заинтересованными лицами. В уголовно-процессуальном и административном законодательстве не содержится каких-либо запретов на привлечение в качестве свидетелей по делам о ДТП близких родственников, пассажиров и иных граждан. Следовательно, в подобных ситуациях необходимо обжаловать противоправные действия инспекторов, сделать письменные заявления в документах, оформляемых на месте происшествия и предоставляемых участникам ДТП для ознакомления.