С момента опубликования президентского проекта по существу пошла параллельная работа над двумя проектами - президентским и проектом Конституционной комиссии. В мае-начале сентября 1993 г.
2. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
конституция проект государственный устройство
Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. "Об участии официального представителя Верховного Совета Российской Федерации в работе Конституционного совещания таким официальным представителем был избран Председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов. А 4 июня 1993 г. принимается постановление Верховного Совета РФ "О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации, которым подтверждается необходимость соблюдения конституционного порядка принятия новой Конституции. Учитывая наличие проекта Конституционной комиссии, проекта, подготовленного по инициативе Президента, а также других проектов Конституции, подготовленных в порядке законодательной инициативы, Верховный Совет предложил Конституционной комиссии согласовать с Президентом не позднее 30 июня 1993 г. основные положения проекта новой Конституции. При этом учесть предложения: полномочных представителей органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, партий и иных общественных объединений, религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей, научных центров, поступающие в Конституционную комиссию; участников совещания представителей субъектов РФ, проходившего в Верховном Совете РФ с 25 мая по 3 июня 1993 г.; Конституционного совещания, а также предложения иных совещательных органов. В постановлении Верховного Совета от 4 июня предусматривалось: проект Конституции опубликовывается Верховным Советом и выносится на всенародное обсуждение сроком на 3 месяца; соответствующие предложения граждан РФ учитываются Конституционной комиссией в едином проекте Конституции РФ; в месячный срок после всенародного обсуждения проект согласовывается между Президентом, Конституционной комиссией, Верховным Советом, субъектами РФ; окончательно согласованный проект публикуется для всеобщего ознакомления и на основании ст. 110 Конституции выносится на Съезд народных депутатов, "созываемый 17 ноября 1993 года для принятия этого проекта в первом чтении" (п. 7). Конституционное совещание открылось 5 июня 1993 г. С докладом выступил Президент РФ Б.Н. Ельцин*(206). Он отметил, что с принятием Конституции завершится учреждение подлинной демократической республики в России. Судьбе было угодно, чтобы этот процесс растянулся на многие десятилетия. Республика в нашей стране была провозглашена 1 сентября 1917 г. декретом Временного правительства. Ее становление сразу было прервано Октябрьской революцией, которая провозгласила республику Советов. Сейчас рождается новая республика - федеративное демократическое государство народов России.
Но по мнению Президента, конструкция власти в России по своей сути не изменилась, осталась прежней. В нее были встроены лишь отдельные, хотя и важные, элементы. И, в конце концов, стало очевидно, что "советский тип власти не поддается реформированию. Советы и демократия несовместимы", потому и пришлось созвать Конституционное совещание, что действующими институтами власти для завершения работы над проектом Конституции нельзя воспользоваться - "представительная власть, оставленная нам советским строем, не способна найти так необходимое сегодня согласие. Она без него не может предложить Конституцию, которая внесет в общество стабильность и обеспечит его динамичное продвижение вперед". Б.Н. Ельцин обвинил представительные учреждения не только в том, что они "направляют свои разрушительные усилия на исполнительную власть и Президента". По его мнению, "в противоборстве находятся не разные ветви власти, а по существу две самостоятельные политические системы".
Во второй части доклада Президент говорил о достоинствах своего проекта Конституции, которая, по его мнению, обеспечивала сохранение целостности Российского государства и преодоление слабости государственной власти.
По ряду вопросов этот проект Конституционного совещания содержит новые решения, отличные от президентского проекта. , Постановлением от 25 июня 1993 г. "О работе над проектом новой Конституции Российской Федерации" Верховный Совет констатировал, что основные положения проекта доработаны Конституционной комиссией с учетом проекта, представленного Президентом, предложений субъектов РФ.
Одобренный Конституционным совещанием проект Конституции был направлен в субъекты РФ; планировалось Президентом, что до конца августа - начала сентября он будет обсужден или одобрен, но этого не произошло.
21 сентября 1993 г. появляются Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и "Обращение к гражданам России"#"#">Конституции РФ и служат основанием для отрешения Президента от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в соответствии со ст. 121.10 или 121.6 Конституции РФ. В последующем Председатель КС В.Д.Зорькин прилагал немало личных усилий к тому, чтобы преодолеть возникший кризис, чтобы Президент действовал в рамках Конституции и появились зачатки взаимопонимания между законодательной и исполнительной властями. Однако все оказалось безрезультатным.
Ход событий в конце сентября - начале октября 1993 г. известен. Народные депутаты РФ в своем большинстве отказались подчиниться Указу N 1400. 21 сентября 1993 г. Президиум Верховного Совета РФ постановил на основании ст. 121.6 Конституции считать полномочия Президента Б.Н. Ельцина прекращенными с момента подписания названного Указа. В постановлении Президиума говорится: признать, что, согласно ст. 121.11 Конституции, вице-президент А.В. Руцкой приступил к исполнению полномочий Президента. 22 сентября на своем заседании Верховный Совет РФ принял постановление "О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.", в котором говорится, что в соответствии со ст. 121-6 его полномочия прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г. Другим постановлением от 22 сентября "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации Руцким А.В." Верховный Совет РФ определил, что А.В. Руцкой исполняет обязанности Президента с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г. Днем 22 сентября датирован Указ исполняющего обязанности РФ А.В. Руцкого о том, что в соответствии со ст. 121.6 и 121.11 он приступил к исполнению обязанностей Президента.
В постановлении Верховного Совета от 22 сентября "Об Указе Президента Российской Федерации N 1400 от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" записано: оценить действия Президента РФ Ельцина Б.Н. как государственный переворот. Верховный Совет направил Указ в КС РФ, давший заключение об акте, о котором ранее уже шла речь. Собравшийся незамедлительно Х Съезд народных депутатов РФ в постановлении от 24 сентября 1993 г. "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" оценил действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот, одобрил действия, предпринятые Верховным Советом РФ и исполняющим обязанности Президента РФ А.В. Руцким и также подтвердил, что полномочия Б.Н. Ельцина прекратились.
Возложение полномочий Президента на А.В. Руцкого, своим Указом от 22 сентября Б.Н. Ельцин, охарактеризовал как "присвоение" полномочий Президента А.В. Руцким, назвал это "незаконным" и "недействительным" Народные депутаты отказались покинуть Дом Советов - резиденцию Съезда и Верховного Совета. Тогда здание было окружено милицией и военными, плотным заграждением из автомашин, а затем и колючей проволокой. Периодически (а можно сказать и систематически) отключались энергоснабжение, водоснабжение, не было нормального питания. Регулярно через громкоговорители депутатам и сотрудникам предлагали покинуть здание, обрушивая в остальное время на людей, находившихся на пределе нервных сил, веселую популярную музыку.
Переговоры сторон, к сожалению, не привели к мирному исходу. 3 октября блокада Дома Советов была прорвана демонстрантами, пробившимися через кордоны. Тут же они взяли штурмом здание мэрии г. Москвы, находящееся рядом с Домом Советов, исходя из информации о том, что здание использовалось для дислокации военных, оружия и снайперов. Возмущенные потоком неправдивой информации о событиях, демонстранты двинулись в Останкино, чтобы получить телеэфир и рассказать правду. До сих пор нет ясности в том, хотели ли они ограничиться мирным получением телеэфира или взять телецентр штурмом. Во всяком случае очевиден исход: вечером 3 октября спецподразделения применили против них оружие. А 4 октября в силовом конфликте Б.Н. Ельцин поставил точку. Здание Дома Советов было обстреляно из танков и захвачено силами спецподразделений. Р.И. Хасбулатову, А.В. Руцкому и ряду других лиц была уготована участь узников Лефортовской тюрьмы. В г. Москве на некоторое время вводится чрезвычайное положение
Вскоре Б.Н. Ельцин концентрирует в своих руках всю полноту власти в государстве и прекращает деятельность многих органов в центре и на местах, правда, подчеркивая в своих актах необходимость либо реформирования соответствующих органов, либо создания вместо них новых структур.
Указом от 7 октября 1993 г. "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" на период до начала работы Федерального Собрания Президент принял на себя все полномочия по правовому регулированию вопросов финансов, бюджета, собственности и др., принадлежавшие ранее Съезду и Верховному Совету РФ.
Другим Указом от 7 октября "О Конституционном суде Российской Федерации" Президент обвинил КС в том, что тот "дважды в течение 1993 г. своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Над Конституционным судом нависла угроза ликвидации.
Ряд указов Президента был направлен на прекращение деятельности представительных органов власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления
Указом от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», прекращена деятельность также районных и городских Советов.
Таким образом, в истории конституционного развития России есть и такие печальные и трагические страницы. Можно с уверенностью сказать, что события сентября-октября 1993 г. отнюдь не были столкновением сил, желавших разной социально-экономической системы для России. Наоборот, и те, и другие были противниками социалистической модели устройства страны, сторонниками политического плюрализма и многопартийности, рыночной экономики, частной собственности, предпринимательства и т.д. Это нельзя назвать столкновением сторонников социалистической и, так сказать, демократической конституций. По сути это была борьба за конституционную модель с более сильным президентом или за модель с неслабым президентом, но в сочетании с достаточно влиятельным парламентом.
В итоге вариант конституции Б.Н. Ельцина был принят. Конституцию нужно было выносить на референдум. Работа над проектом Конституции возобновляется. Доработка проекта Конституции велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам Президент, некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках. 15 октября 1993 г. появляется Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" (Голосование по проекту назначается на тот же день 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федерального парламента.
Однако многие конституционные начала новой организации власти вводились уже актами Президента. Согласно Положению от 21 сентября 1993 г. о федеральных органах власти, на переходный период, законодательным и представительным органом РФ становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Первоначально в Положении был определен лишь срок полномочий ГД - 4 года, поскольку для СФ предусматривалось не избрание, а формирование по должностному принципу. Затем Б.Н. Ельцин установил, что и СФ избирается. 11 октября 1993 г. в Положение внесено изменение: СФ и ГД избираются сроком на 4 года.
Б.Н. Ельцин отказался от формирования СФ как палаты Федерального Собрания по должностному принципу и назначил выборы.
Ориентация была взята на конституционную модель верхней палаты, состоящей из лиц, обладающих законодательной и исполнительной властью в субъектах РФ, более склонных к сотрудничеству с Президентом и Правительством РФ.
Конституционный суд был сохранен, только его полномочия существенно скорректированы.
В конечном итоге, проект Конституции РФ был разработан Конституционным совещанием и предложен Президентом РФ для всенародного голосования, а не вынесен на референдум.
Проект Конституции не был рассмотрен и принят Съездом народных депутатов, не был направлен Президентом РФ субъектам РФ для обсуждения и одобрения.
Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. В Указе Б.Н. Ельцина "О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование говорилось: установить, что текст проекта Конституции, выносимый на всенародное голосование, представляется Президентом РФ 9 ноября 1993 г. для официального опубликования в газетах "Российские вести" и "Российская газета", в ИТАР, а также для издания массовым тиражом издательством "Юридическая литература". Одновременно подписанный Президентом проект направляется в ЦИК РФ. Проект был опубликован 10 ноября 1993 г.
В голосовании приняли участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, против - 23431333 человека, или 41,6%. В постановлении от 20 декабря 1993 г. "О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" ЦИК записала: признать всенародное голосование по проекту Конституции состоявшимся; признать, что Конституция РФ принята всенародным голосованием. Это постановление ЦИК, так же как и текст принятой Конституции, опубликованы в "Российской газете" 25 декабря 1993 г. Следовательно, 25 декабря 1993 г. - официальная дата вступления в силу Конституции 1993 г., как это предусмотрено Указом от 15 октября 1993 г. о проведении референдума. Напомним также, что, согласно п. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ, она вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования, а день этого голосования (12 декабря 1993 г.) считается днем принятия Конституции РФ. Указом от 19 сентября 1994 г. Президент объявил 12 декабря (день принятия Конституции) государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации.
Заключение
Ныне действующая Конституция позволяет, наконец, разрешить вековую проблему российской цивилизации. Во все периоды ее существования человек и общество находились в жестоком противостоянии с государством. Вся наша история – это нескончаемый поиск ответа на вопрос в духе размышлений одного из героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: способен ли человек сам управлять своей судьбой или же с ним неизбежно должен «управиться» кто-то другой – государство, монарх, диктатор, самопровозглашенный «представитель Бога на земле». И ответ на него был, как, правило, не в пользу человека, не в пользу общества. Для России были характерны два состояния – либо анархия, либо властный, бюрократический произвол.
В настоящее время созданы все условия для того, чтобы государство и гражданское общество уравновешивали друг друга. При разумном сохранении этого баланса государство не впадает в произвол и рутину, а общество не скатывается в безответственную анархию.
Впервые в истории России наша Конституция обеспечивает основу для постоянного формирования гражданского общества. Она гарантирует развитие демократических начал политической жизни, основы частной собственности и свободы предпринимательства, существование независимой судебной системы, правовое оформление и реализацию социальных обязательств государства.
Именно эти факторы выступают катализатором процесса формирования самостоятельной личности, гражданственности, стремления людей к самоорганизации для удовлетворения общих и групповых интересов.
Впервые в истории России слово «народ», чрезвычайно важное для национального менталитета, наполняется конкретным смыслом, становится работающим понятием нашей культуры и общественной жизни.
Список литературы
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М., НОРМАИНФРА-М, 2004.
2. Исаев И.А. История государства и права России М., Юристъ, 2002.
3. Конституционное право Российской Федерации / под ред. Лазароевой В.В. М., Юристъ, 2004.
4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий // под ред. Топорина Б.Н. - М., Юристъ, 2004.
5. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий // под ред. Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. - М., Юристъ, 2002.
Страницы: 1, 2