Особенности семейной социализации. Роль отца в воспитании ребенка
Курсовая работа на тему:
«Особенности семейной социализации. Роль отца в воспитании ребенка»
Волгоград 2007
Содержание:
Стр.
Введение ………………………………………………………………..………..3
I. Родители и дети: в контексте науки и культуры…………………………….5
1.1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребёнку……………………………………………………………..6
1.2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……..…………9
1.3. Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй….……..14
II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка ………….18
2.1. Роль матери и отца в воспитании ребёнка ………………………..18
2.1.1. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка…..…………………………………………………………….21
2.2. Тип воспитания отца..……………………………………………….24
2.2.1. Патриархат.……………….……………………..…………………24
2.2.2. Проблемы отцовства. ……………………………………………..30
2.2.3. Воспитание детей в семье без отца……………..………………..33
2.3. Роль отца в воспитании подростка……………….………….……..36
2.3.1. Формирование мужественности у мальчиков
старшего дошкольного возраста………………………………….……..……37
2.3.2. Подростковый возраст.……….……….………………..…………41
Заключение ……………………………………..……………….……….50
.
Список использованной литературы…………………………….…..…52
Введение
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.
Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.
Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будем рассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, а также стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства в современной российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связанной с проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и ребёнка, имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и как эти особенности могут учитываться психологом в его работе.
Следовательно, выявление типа воспитания отца в семье становится задачей психолога.
Целью данной работы являются следующие задачи:
1 - обобщение теоретических воззрений на особенности семейной социализации.
2 – выделение типа воспитания отцом подростка.
Объектом исследования данной работы является психология семьи и семейного воспитания.
Предметом исследования - стиль семейного воспитания.
Гипотеза. Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще всего использует демократический стиль общения.
В своей работе мы исходим из того, что роль отца в семейном воспитании исторически недооценивалось и в работе психолога более детально не рассматривалось.
В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе с подростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.
В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.
Следовательно, одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центре является взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.
Заключение
Итак, мы убедились, что роль отца в воспитании уникальна. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), что отец (а слово это одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи, меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь удобствами.
К психологу родители обращаются с самыми разными вопросами.
Консультирование психолога родителей, обращающихся по поводу проблем воспитания детей должно начинаться с выяснения родительской позиции по отношению к ребёнку. Очень важна здесь не толь позиция матери, но и тип отца в воспитании. С помощью индивидуальных бесед, а также тестов и опросников, психолог может достаточно достоверно выявить позицию родителей в отношении воспитания ребёнка.
Следующим этапом в работе психолога является обработка и анализ полученных данных, который доводится до сведения родителей. Психолог совместно с ними вырабатывает тактику необходимой коррекционной работы по устранению имеющихся проблем. В процессе коррекционной работы важно регулярно проводить мониторинг по вышеуказанным опросникам с целью выявления положительной динамики. Важным фактором в семейной психотерапии является всемерное вовлечение отца в сотрудничестве с психологом.
Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных решений.
Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих растущего человека.
Список использованной литературы
1) Али Акбар Фурутан Отцы, Матери, Дети. «Прогресс», М., 1992.
2) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - СПб., 2000.
3) Асеев А.Г. Психология личности. М. : Из-во Моск. Ун-та. 1990.
4) Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
5) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова - М.,
1997
6) Ежеквартальный научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия № 2». М.: 1999.
7) Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль 2002.
8) Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. Издательство «Знание», М., 1990.
9) Кон И.С. Ведение в сексологию / И.С. Кон - М., 1988.
10) Кон И.С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и В.Я. Романова. - М., 2000.
11) Красовский А.С. Будущий муж и отец/ А.С. Красовский - Минск, 1986.
12) Л. Тархова Мальчик, Мужчина, Отец. Издательство «Знание», М., 1992.
13) Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. «Просвещение», «Учебная литература», М.: 1996.
14) Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-во С-Петербург 2001.
15)Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988. 16)Владин В. Капустин Д. Гармония семейных отношений. – Алма – Ата, 1991.
17)Володин В.С., Володина О.И. Основы супружеской гармонии. – Воронеж, 1989.