Особенности валютного контроля в Российской Федерации (РФ)

Особенности валютного контроля в Российской Федерации (РФ)















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Банковское право»

по теме: «Контрольная работа 23»

Содержание


1.                 Правовой статус органов и агентов валютного контроля

2.                 Может ли физлицо вывезти из РФ памятные монеты, являющиеся валютой РФ


1.                Правовой статус органов и агентов валютного контроля


Определение системы органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации имеет существенное научно-теоретическое и практическое значение. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ «ОВРиВК») отнесение того или иного субъекта к органам или агентам валютного контроля означает наделение указанного субъекта весьма определенным правовым статусом.

Основным элементом этого статуса являются юридические права и обязанности, которыми наделены органы и (или) агенты валютного контроля, а также их должностные лица в соответствии со ст. 23 ФЗ «ОВРиВК». Они, в частности, имеют право проводить проверки резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по совершаемым валютным операциям; запрашивать и получать от них документы и информацию. Органам валютного контроля, кроме того, предоставлены полномочия по выдаче резидентам и нерезидентам предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также налагать установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК» указано, что валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. В дальнейшем законодатель в абз. 1 и 2 ч. 6 этой же статьи уточняет, что Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Также Правительство РФ обеспечивает их взаимодействие и взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России. Основываясь на данных формулировках, достаточно трудно сказать, каким именно образом Правительство осуществляет валютный контроль, однако, органом валютного контроля оно все-таки не является.

Перечень органов валютного контроля закрепляется в ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК». Согласно указанной норме органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, а также федеральный(ые) орган(ы) исполнительной власти, уполномоченный(ые) Правительством РФ. В силу такой формулировки могут возникать споры относительно того, носит ли этот перечень открытый или закрытый характер. Вероятно перечень органов валютного контроля все-таки является открытым, поскольку по решению Правительства РФ, оформленному в виде постановления, несколько федеральных органов исполнительной власти могут быть наделены статусом органа валютного контроля одновременно.

Вопрос об открытом или закрытом характере данного перечня представляется не столь важным по сравнению с проблемой определения четкого перечня конкретных органов, наделенных статусом органа валютного контроля. Следует обратить внимание, что в каждый конкретный момент времени этот перечень должен быть исчерпывающим, что вытекает из упомянутой выше нормы ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», – правоприменитель должен четко знать, является ли данный федеральный орган исполнительной власти органом валютного контроля в данный момент и обладает ли он соответствующими полномочиями.

Что касается Центрального банка Российской Федерации, то он прямо назван органом валютного регулирования в ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а также в ст. 54 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – ФЗ «О ЦБ РФ»). Кроме того, в п. 12 ст. 4 этого же федерального закона организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля названо одной из многочисленных функций Банка России. Здесь можно отметить, что в соответствии с абз. 4 п. 8 ст. 13 ФЗ «О ЦБ РФ» реализация политики валютного регулирования и валютного контроля входит в компетенцию Национального банковского совета. Таким образом, правовой статус Центрального банка в общем виде определяется указанным ФЗ «О ЦБ РФ», а также конкретизируется и дополняется другими федеральными законами, к которым относится, в частности, и ФЗ «ОВРиВК».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – ФСФБН) на сегодняшний день наделена статусом органа валютного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Согласно п. 1 указанного Положения ФСФБН «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля». Такая же норма содержится и в принятом немного ранее Постановлении Правительства РФ от 8 апреля 2004 года № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

Остается только выяснить точную дату, с которой ФСФБН получила статус органа валютного контроля. Для этого попытаемся восстановить ход событий в их хронологической последовательности. Создана ФСФБН была в соответствии со всем известным Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Затем в соответствии с этим указом Правительство РФ издало выше названное постановление от 8 апреля 2004 года № 198. Далее появился другой Указ Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», где и была приведена эта структура, в соответствии с которой ФСФБН отнесена в ведение Министерства финансов РФ. И, наконец, Правительство РФ своим Постановлением от 15 июня 2004 года № 278 утверждает Положение о ФСФБН. Следовательно, возникает вполне закономерный вопрос: какой именно акт принимать во внимание для определения момента наделения ФСФБН статусом органа валютного контроля.

Исходя из уже упомянутого положения ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», указы Президента РФ мы исключим сразу, поскольку согласно закону именно Правительству РФ предоставлено полномочие по наделению федеральных органов исполнительной власти статусом органов валютного контроля. Более того, в указанных указах Президента РФ нет ни единого слова о валютном контроле. Из двух же оставшихся постановлений Правительства, следует выбрать изданное раньше, то есть Постановление Правительства от 8 апреля 2004 года № 198.

Теперь для определения точной даты наделения ФСФБН указанным статусом необходимо рассмотреть вопрос о вступлении данного постановления в юридическую силу. Согласно п. 6 Указа Президента от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства РФ, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Здесь мы снова наталкиваемся на некоторые юридические коллизии. Дело в том, что данное Постановление Правительства РФ было впервые опубликовано 12 апреля 2004 года в Собрании законодательства РФ, а 13 апреля – в Российской газете. Исходя из этого, возникает дилемма, которая возникла еще в 1996 году перед Конституционным Судом РФ (далее – КС РФ). Тогда судьи приняли решение о том, что датой официального опубликования должна считаться дата опубликования акта именно в Российской газете, поскольку дата выпуска Собрания законодательства РФ совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании публикуемого акта его адресатами. Основываясь на данном решении КС РФ, датой официального опубликования Постановления Правительства, которым ФСФБН была наделена статусом органа валютного контроля, будем считать 13 апреля 2004 года. Таким образом, согласно нормам Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) об исчислении сроков (а именно его ст. 191) необходимый семидневный срок для вступления указанного Постановления Правительства РФ в юридическую силу истек в двадцать четыре часа 20 апреля 2004 года. Поэтому именно с 21 апреля 2004 года ФСФБН является органом валютного контроля. Аналогичным образом мы и будем определять даты наделения иных органов валютного контроля этим статусом.

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору <…> за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов». Данное Постановление Правительства РФ было официально опубликовано в Российской газете 6 октября 2004 года и вступило в юридическую силу с 14 октября 2004 года.

Следует сказать, что согласно п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня. Отсюда следует вывод: налоговые органы, под которыми понимаются ФНС и ее территориальные органы, не наделены полным статусом органов валютного контроля. Они осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции, которая ограничивается исключительно сферой налогообложения, а также производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Налоговые органы наделены полномочиями по контролю за совершением не всех, а лишь некоторых валютных операций, которые затрагивают сферу их компетенции. К примеру, при осуществлении налогоплательщиком внешнеэкономической деятельности налоговые органы уполномочены на осуществление контроля за соблюдением требований, в частности, о резервировании, об использовании специальных счетов, о репатриации или об обязательной продаже части валютной выручки. Соответственно, в данном случае налоговые органы также имеют право привлекать налогоплательщиков, нарушающих валютное законодательство РФ, к юридической ответственности. Однако при совершении налогоплательщиком валютных операций, к примеру, по перемещению валютных ценностей через таможенную границу РФ или при трансграничных переводах иностранной валюты с одного на другой счет того же лица, если данные валютные операции никоим образом не затрагивают сферу налогообложения, налоговые органы не наделены соответствующими полномочиями органов валютного контроля.

Кроме того, приведенная выше формулировка Постановления Правительства РФ вызывает некоторые вопросы в связи с тем, что налоговые органы уполномочены Правительством РФ на осуществление контроля и надзора за соблюдением только валютного законодательства РФ, которое согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «ОВРиВК» состоит из ФЗ «ОВРиВК» и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Таким образом, при буквальном толковании приведенной выше нормы получается, что налоговые органы не вправе контролировать соблюдение актов органов валютного регулирования и уж тем более актов органов валютного контроля. Если второе себе представить достаточно трудно, то первое вполне возможно, если вспомнить, что, к примеру, конкретные ставки и сроки резервирования установлены не в ФЗ «ОВРиВК», а именно в акте органа валютного регулирования – Указание ЦБ РФ от 29 июня 2004 года № 1465–У. Исходя из этого, в Постановлении Правительства РФ изначально заложено некоторое противоречие, в значительной степени исключающее возможность реализации налоговыми органами предоставленных им отдельных полномочий органов валютного контроля.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты