Ценовые предложения подаются многократно, и все участники видят предложения конкурентов. Перед началом аукциона на официальном сайте публикуется извещение о проведении аукциона, в котором указан и сайт, на котором проходит сам аукцион.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовывается и размещается в порядке, установленном Законодательством о размещении заказов, не менее чем за десять дней до даты проведения аукциона.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, подлежащем опубликованию в официальном печатном издании, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 5 части 4 статьи 21, пунктом 2 части 3 статьи 33 Закона о размещении заказов, а также сведения об официальном сайте, на котором размещается такое извещение. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, размещаемом на официальном сайте, кроме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 4 статьи 21, пунктами 3, 4, 4.2 - 7 части 4 статьи 22, пунктом 2 части 3 статьи 33, пунктами 6 и 9 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, указываются также сайт в сети «Интернет», на котором будет проводиться такой аукцион, дата и время начала регистрации на этом сайте участников аукциона, порядок их регистрации на этом сайте, дата и время начала проведения такого аукциона. При проведении открытого аукциона в электронной форме документация об аукционе не разрабатывается[21].
Доступ к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме на сайте в сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
При проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливается.
С даты и времени начала проведения аукциона на сайте в сети «Интернет» должны быть указаны:
1)предмет и условия контракта;
2) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
3) порядок регистрации участников открытого аукциона;
4) в режиме реального времени последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время поступления указанных предложений, за исключением случаев, если в последнем предложении указывается цена контракта, равная цене контракта, указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену.
Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети «Интернет» последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта. В случае, если в нескольких предложениях указана одинаковая наиболее низкая цена контракта, победителем аукциона признается участник аукциона, предложение о цене контракта которого поступило ранее других предложений. Информация об окончании аукциона размещается на таком сайте немедленно.
Преимущества электронных аукционов:
- сокращенные сроки проведения торгов в форме электронного аукциона по сравнению с очной формой;
- отсутствие необходимости в специальном программном обеспечении;
- минимальный документооборот;
- торги происходят в реальном времени через Интернет. Никуда не надо выезжать для участия в аукционе;
- процедура полностью прозрачна для всех участников. Никто не может повлиять на ход аукциона.
- небольшие расходы, связанные с проведением электронного аукциона.
Электронные аукционы - наиболее удобная и эффективная и прозрачная современная форма привлечения широкого круга поставщиков. Интернет аукционы существенно удешевляют, ускоряют и упрощают процедуру.
Некоторые отличия процедуры проведения торгов в форме аукциона и конкурса
Процедура (действие) |
Конкурс |
Аукцион |
Размер обеспечения заявки (при установлении требования) |
Не более 5 % начальной цены контракта (ч.4 ст.20) |
Не более 5 % начальной цены контракта (ч.5 ст.32) |
При проведении торгов на выполнение работ, оказание услуг квалификация участника размещения заказа может являться критерием оценки заявки |
Да (п. «г» ч.3 ст.25; п.«1.1» ч.4 ст.28) |
Нет |
Проведение торгов возможно по лотам |
Да (ч.2.1 ст.10) |
Да (ч.2.1 ст.10) |
Обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках. |
Заказчик. Уполномоченный орган. Специализированная организация (ч.8 ст.25) |
Лишено смысла, т.к. заявки на участие в аукционе не содержат предложения о цене контракта (ч.2 ст.35) |
Указание на товарные знаки в документации, которое должно сопровождаться словами «или эквивалент» |
может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта (ч.3 ст.22) |
При проведении аукциона указание возможно, сопровождая словами «или эквивалент», а также указать товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии такой информации) (ч.3 ст.34) |
Критерии определения победителя |
Лучшие условия исполнения контракта (ч.1 ст.20) |
Наиболее низкая цена контракта (ч.1 ст.32) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение торгов представляет собой особый способ заключения договоров, выбор которого обусловлен необходимостью поиска контрагента, а также желанием обеспечить максимально выгодные условия сделки путем обострения конкуренции между потенциальными контрагентами.
Исходя из принципа свободы договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Тем не менее, вопрос о принадлежности такого договора к какому-нибудь виду поименованных договоров является не праздным и носит сугубо практический характер. Ясность по данной проблеме позволяет внести определенность в права и обязанности собственника и организатора торгов, что имеет значение не только для сторон договора, но и для участников торгов.
В российском законодательстве выделяют две формы проведения торгов: в виде конкурса и аукциона. Различия между аукционом и конкурсом, по большому счету, несущественны. По сути, аукцион - это тот же самый конкурс, но лишь с одним критерием отбора, в качестве которого выступает цена. Однако допустимо дать и определение конкурса через понятие аукциона, ведь конкурс - это тот же самый аукцион, участники которого прошли определенный квалификационный отбор и по заключению конкурсной комиссии удовлетворяют всем заявленным требованиям (критериям).
Принятие решения о проведении торгов для заключения договора является первым и необходимым этапом проведения торгов.
Подача заявки на участие в торгах знаменует собой новый этап в развитии отношений по заключению договора на торгах.
Выбор победителя торгов осуществляется организатором торгов в устной форме. При этом такое действие организатора торгов следует классифицировать как юридический факт, т.к. оно влечет возникновение прав и обязанностей у лица, признанного победителем торгов.
Смена экономической системы планового хозяйствования на принципы свободного рынка затронула как правовое положение субъектов (на смену административной подчиненности пришел принцип равноправия сторон), так и предпосылки к заключению договора (смена системы планово-распорядительного механизма заключения договоров на преимущественно общедиспозитивное регулирование и принцип свободы договора). Это не могло не отразиться на механизме заключения договора.
Торги как инструмент, в советское время свойственный исключительно публично-правовым институтам (например, исполнительному производству), превратились из способа реализации имущества в отдельный специфический механизм заключения гражданско-правового договора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (в ред. ФКЗ от 30 декабря 2008г.№6-ФКЗ)//Российская газета.-2009.-№7.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 09 февраля 2009г.№7-ФЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 32.- Ст. 3302.
3. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: Федеральный Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ//Российская газета.-2005.-№167.
4. «О проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу»: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 1999 г. N Ф08-1728/99
5. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.
6. Решение Арбитражного суда Костромской области от 14 марта 2006 г.: « по делу N А31-2431/2005-14По иску о признании незаконными действий по проведению конкурса на право заключения договора по осуществлению перевозок по пригородному маршруту N 102».
7. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. N Ф04-58/2007(30975-А75-11) по делу N А75-4671/2006
8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. -М., 2003. С. 184.
9. Беляева О.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства (комментарий к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101) // Цивилист. 2006. № 2. С. 87 - 92.
10. Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. -2004. №7.- С. 26.
11. Евсеев А. Заключение договора на торгах// Хозяйство и право.-2000.-№1.-С.18.
12. Ефимова О. Конкурсы на заключение гражданско-правовых договоров//Предпринимательское право.-2007.-№3.-С.12.
13. Клейн Н. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. -2005. № 6.- С. 63.
14. Макаренко Г.Н. система гражданско-правовых договоров в целях обеспечения государственных нужд//Гражданское право.-2007.-№4.-С23.
15. Павлодский Е.А. Договоры в предпринимательской деятельности.: СПб.:Питер.-2007.-Ст.432.
16. Петров И.С. Приватизационные торги: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. /И.С.Петров.- М., 2005. С. 10
17. Сухадольский В.А. Тендеры. Вопросы и ответы. М.: Издательство «Вершина», 2004. С. 14.
18. Скловский К.И. О защите прав собственника и владельца имущества, реализованного на публичных торгах // Хозяйство и право. 2000. N 1
19. Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М.: РГБ, 2005. С. 51.
20. Ямбердова А.В. Способы размещения заказов для государственных нужд//В курсе правового дела.-2006.-№7.-С34
[1] Гражданский кодекс (часть первая) от 30.11.1994г.№51-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.02.09 №7-ФЗ)//СЗ РФ.-2009.-№20.-Ст.95.
[2] Беляева О.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства (комментарий к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101) // Цивилист. 2006. N 2. С. 87 - 92.
[3] См.: решение Арбитражного суда Костромской области от 14 марта 2006 г. по делу N А31-2431/2005-14, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. N Ф04-58/2007(30975-А75-11)
[4] Петров И.С. Приватизационные торги: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. /И.С.Петров.- М., 2005. С. 10
[5] Евсеев А. Заключение договора на торгах// Хозяйство и право.-2000.-№1.-С.18.
[6] Сухадольский В.А. Тендеры. Вопросы и ответы. М.: Издательство «Вершина», 2004. С. 14.
[7] Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. 2004. N 7. С. 25.
[8] Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 369.
[9] См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 1999 г. N Ф08-1728/99
[10] См.: п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.
[11] Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М.: РГБ, 2005. С. 51.
[12] Сухадольский В.А. Тендеры. Вопросы и ответы. М.: Издательство «Вершина», 2004. С. 38.
[13] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 2003. С. 184.
[14] Скловский К.И. О защите прав собственника и владельца имущества, реализованного на публичных торгах // Хозяйство и право. 2000. N 1
[15] «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»:Федеральный Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ//Российская газета.-2005.-№167
[16] Ямбердова А.В. Способы размещения заказов для государственных нужд//В курсе правового дела.-2006.-№7.-С34.
[17] Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. -2004. N 7.- С. 26.
[18] Клейн Н. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. -2005. N 6.- С. 63.
[19] Макаренко Г.Н. система гражданско-правовых договоров в целях обеспечения государственных нужд//Гражданское право.-2007.-№4.-С23.
[20] Ефимова О. Конкурсы на заключение гражданско-правовых договоров//Предпринимательское право.-2007.-№3.-С.12.
[21] Е.А. Павлодский Договоры в предпринимательской деятельности.: СПб.:Питер.-2007.-Ст.432.