Отделение по делам несовершеннолетних

13 мая 1970 г. Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Министерством просвещения РСФСР по согласованию с ЦК ВЛКСМ было утверждено Примерное положение о педагоге-организаторе по проведению воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. В соответствии с этим Положением педагоги-организаторы, являясь штатными работниками коммунального хозяйства, должны были организовывать работу в подростковых клубах по месту жительства, куда привлекались местные несовершеннолетние. Подростковые клубы со временем стали основными субъектами по месту жительства, где несовершеннолетние проводили свой досуг, параллельно занимаясь в кружках и спортивных секциях, организованных при этих клубах.

С 1973 года началось создание центральных детских комнат милиции в службах профилактики уголовного розыска горрайлинорганов. В 1974 году в УУР МВД СССР и аппаратах уголовного розыска МВД-УВД союзных и автономных республик, краев и областей в целях всемерного улучшения организации работы детских комнат милиции были созданы отделения по руководству ими.

Созданные еще в 1940 г. детские комнаты милиции в советский период претерпели многочисленные изменения, но при этом продолжали занимать центральное место в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди принимаемых в тот период нормативных документов, регламентирующих деятельность данного субъекта, интерес представляют прежде всего следующие: Приказ МВД РСФСР №285 от 5 июля 1961 г. «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Приказ МВД СССР от 18 августа 1988 г. №180, утвердивший Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которое регламентировало деятельность сотрудников данного подразделения вплоть до 2000 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были значительно расширены. Детские комнаты милиции были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), отнесенные к структуре уголовного розыска. Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в подчинение УУР (ОУР) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники-распределители для несовершеннолетних.

Во исполнение данного нормативного документа МВД СССР 21 февраля 1978 г. ввело в действие приказ №085 «Об утверждении Инструкции об организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и отчета о результатах работы органа внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних», которым предписывалось обеспечить организацию профилактической работы с несовершеннолетними и ведение профилактического учета подчиненными органами в точном соответствии с настоящей Инструкцией, обратив особое внимание на строжайшее соблюдение социалистической законности.

В работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних были обязаны принимать участие все службы органов внутренних дел.

Приказом МВД СССР от 14 октября 1981 г. №325 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы приемников-распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел» было утверждено Положение о приемниках-распределителях для несовершеннолетних органов внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД СССР от 18 августа 1988 г. №180 «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних», устанавливалось, что все заинтересованные подразделения органов внутренних дел, применяя присущие им формы и методы работы, активно участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Им же утверждено Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Необходимо подчеркнуть, что субъектам по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в советский период был присущ постоянный, плановый характер работы с несовершеннолетними и одно из ключевых качеств – они были общедоступными, не являлись коммерческими. Обратим внимание и на то, что в совокупности субъектами были охвачены практически все направления социализации несовершеннолетних: воспитательное, образовательное, профессиональное, идейное (идеологическое), нравственное, моральное, этическое, культурное, спортивное, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и контрольное. Иначе говоря, – это система воздействий, которые осуществлялись на общем (общесоциальном), групповом и индивидуальных уровнях работы с несовершеннолетними.


4. Развитие службы в современной России


Реформирование в середине 80-х годов политического, государственного и экономического устройства СССР, проведенное новым партийным руководством, возглавляемым М.С. Горбачевым, привело к распаду государства, кризису во всех сферах жизнедеятельности. Этот процесс постепенно привел и к самопроизвольному распаду созданной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. После 1990 г. система профилактики стала терять свои ключевые звенья – субъектов профилактической работы среди несовершеннолетних. Кроме того, профилактическая деятельность утратила системный подход.

При реорганизации в 1989 году в органах внутренних дел службы профилактики принято решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного розыска.

В 1993 году была создана милиция общественной безопасности. В ее структуру и вошли подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

В 90-е годы в стране вновь произошел всплеск беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В данный период в целях противодействия этим крайне опасным негативным явлениям разрабатывались многочисленные законы, указы, программы, постановления и ведомственные нормативные акты. Среди наиболее важных из них – Федеральный закон от 24 октября 1996 г. №130-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»», Федеральный закон от 4 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. №567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1997–1998 гг.», Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998–2000)», Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период 1998–2000 гг.».

Вместе с тем, учитывая крайне тяжелое положение, сложившееся в стране, декларативный характер указанных правовых актов, многие из которых не имели финансового обеспечения, эти акты реально повлиять на ситуацию с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних не могли.

В 1999 году была создана система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Она выполняет задачи по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов, социально-педагогической реабилитации подростков, находящихся в социально опасном положении. Помимо органов внутренних дел эти задачи решают также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, службы занятости и по делам молодежи. Именно в то время подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних вновь были переименованы в подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН).

Представляется, что новую, четвертую, попытку построения системы предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних можно связать с принятием Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

С целью комплексного решения проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, социальной реабилитации и адаптации Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. №625 был утвержден ряд федеральных целевых программ. Особое значение среди них имела Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001–2002 гг.».

13 марта 2002 г. Постановлением №154 Правительства РФ во исполнение поручения Президента РФ от 14 января 2002 г. о принятии незамедлительных мер по созданию эффективной системы социальной защиты детей был утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002 г.

Указанным Постановлением образован межведомственный оперативный штаб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с указанными негативными явлениями среди несовершеннолетних. Немаловажное значение имеют и нормативные акты МВД РФ, касающиеся совершенствования деятельности подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, среди которых – Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. №569, утвердивший «Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»; Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. №23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».



Заключение


Основная обязанность отделения по делам несовершеннолетних – предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Влияние отделения по делам несовершеннолетних распространяется не только на самого несовершеннолетнего, но на его родителей. Инспектор должен знать условия семейного воспитания подростка. И если выявляется, что родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей, отрицательно влияют на детей, способствуют совершению ими правонарушений, направляют на них материалы в соответствующие органы для принятия законных мер.

Мы часто говорим о том, что изменился строй жизни, произошел раскол общества. О том, что бедных становится все больше, и воспитание, и образование уходят в тень, а обогащение – на первый план, и в этих условиях, не смотря на все трудности мы должны помочь личности ребенка сформироваться правильно.

Это организация занятости несовершеннолетнего, в обязательном порядке трудоустройство, мы должны дать возможность ребенку увидеть, что любая красивая вещь, любое благо достается трудом и поэтому нам необходимо совместно с другими субъектами профилактики и социальной защиты, отделом по делам молодежи изыскать средства и возможности дать ребенку заработать деньги, вложить свой труд, что-то приобрести на заработанное.

Мы должны помочь ему понять цену труда, потому, что часто в свой семье он может этого не видеть, это в том случае если родители не желают трудиться, не смотря на это у ребенка должно быть сформировано правильное представление о способе получения средств к существованию.

Литература


1.     Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.

2.     Демин В.А., Иванов В.Е., Лучинин А.В., Ляушин В.П. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства.Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001.

3.     История полиции и милиции России: Хрестоматия. Сост. М.Ю. Гребенкин, Б.И. Кофман, С.Н. Миронов. – Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2001 г.

4.     Некрасов В.Ф. МВД России: история и современность. Российская милиция. Ежегодный информационно-аналитический сборник, выпуск 1. – М., 2000 г.

5.     Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.


[1] В настоящее время 31 мая в России отмечается как День подразделений по делам несовершеннолетних.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты