В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».
1.3 Принципы государственных служащих
В ходе реформирования государственная гражданская служба Российской Федерации приобретает новые черты. Укрепляются тенденции открытости государственной службы, доступности ее для граждан, стабильности в интересах общества, деятельности только в рамках демократических законов. Новыми принципами взаимоотношений между государством и обществом становятся:
Профессионализм и компетентность
Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения должности государственной гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы. Служебная деятельность государственного гражданского служащего реализуется на основе должностного регламента, являющегося составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к государственному гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность государственной гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. В целях определения соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы 1 раз в три года проводится аттестация. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня государственных гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда государственных гражданских служащих. Наряду с реализацией мероприятий по созданию и совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе, применением государственными органами механизмов, процедур и институтов, связанных с прохождением государственной гражданской службы, которые до принятия федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены не были, развертывается широкомасштабная система переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, причем с использованием принципиально новых программ и методов обучения.
Карьерный рост и профессиональное развитие
Профессиональная подготовка кадров для государственной гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования государственного гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственного гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им государственной гражданской службы.
Гарантии и стабильность
Конкурсные процедуры обеспечиваются достаточным уровнем денежного содержания государственных гражданских служащих. Помимо должностного оклада и оклада за классный чин государственные гражданские служащие получают надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы. Для обеспечения правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы предусмотрен ряд основных и дополнительных социальных гарантий государственным гражданским служащим, таких как единовременная субсидия на приобретение жилой площади, например. Все это значительно увеличивает в реальном выражении денежное содержание государственных гражданских служащих и делает государство конкурентоспособным работодателем.
Глава 2. Государственные служащие в СССР и РФ
2.1 Государственные служащие в СССР
Основные нормативные акты
При советской власти не был принят закон о государственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел.
Существовали Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные:
1. Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г., в котором указано, что не могут быть принимаемы и состоять на государственной службе лица, коим служба в государственных учреждениях и предприятиях запрещена судебным приговором. Запрещается состоять на государственной службе в одном учреждении или предприятии лицам, соединенным между собою близким родством или свойством (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно братья, сестры, родители и дети супругов), в случае, если одновременное состояние их на службе связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Лица, принятые на службу по вступлении в силу сего постановления с нарушением установленных в нем правил, подлежат увольнению без предупреждения и компенсации.
2. Указ о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях.
3. Единая номенклатура должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.), в которой сказано, что научная организация труда в сфере управления невозможна без четкого определения обязанностей и ответственности каждого работника, без рационального разделения труда служащих и на этой основе правильной их расстановки. В основу Единой номенклатуры должностей служащих положена их классификация по характеру труда. Исходя из этого признака, все служащие делятся на 3 категории: руководители, специалисты и технические исполнители. Такое деление обусловлено тем, что функции служащих на предприятиях и в учреждениях сводятся к осуществлению руководства, выработке необходимых решений и подготовке информации.
4. Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.). Перестройка работы государственного аппарата применительно к новым условиям, обеспечивающим выполнение директив Партии и решений Правительства, требует укрепления трудовой дисциплины и повышения ответственности лиц, работающих по найму и по выборам за выполняемую ими работу.
Наложение дисциплинарных взыскании на работников учреждении и управленческого аппарата хозяйственных органов за нарушение правил общей и противопожарной охраны служебных зданий и помещений и правил хранения служебных документов производится на основании о том Постановления ЦИК и СНК СССР 7 июля 1932 г. (СЗ, N 53, ст. 319).
Названными актами перечень основных источников института государственной службы, существовавших до 90-х гг., почти исчерпывался. Негативную роль в законодательном регулировании и научной разработке этих вопросов сыграла Программа КПСС, принятая XXI съездом партии (1962). В ней говорилось: «Необходимо вести дело к тому, чтобы... навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией».
Законодательство о государственной службе
Главной идеей советского периода выступают «нигилистические позиции в отношении государства и права». Советская власть первыми же своими декретами разрушила дореволюционную правовую базу государственной службы. В послереволюционный период вопросы государственного управления рассматривались сквозь призму коммунистической доктрины. В СССР государственных служащих стали относить к административно-управленческому персоналу. Одновременно, это не позволяло дать однозначный ответ на вопрос, что представляет собой государственная служба, кто такой государственный служащий. Разработка нового законодательства о государственной службе началась с 1922 г. Однако долгое время законодательство о государственной службе не было цельным: отдельные вопросы, касающиеся отношений в сфере государственной службы, затрагивались Конституциями 1924, 1936, 1977 гг., другие регулировались Основами законодательства о труде и некоторыми другими подзаконными актами. В 50-60 гг. XX века впервые звучат идеи о создании общесоюзного положения «О государственной службе».
Комплектование кадрами органов государственной службы осуществлялось в соответствии с ленинскими принципами, т.е. по политическим, моральным и деловым качествам. Вопросы морали рассматривались с классовых позиций. Практически все государственные служащие были членами партии и подчинялись партийной дисциплине. Этика государственных служащих отождествлялась с этикой партийного работника. Классовый подход к моральным оценкам позволял исключить разномыслие и конструировать одинаковое для всех сознание. Главными качествами государственного служащего считались исполнительность, лояльность верховной власти, преданность идеям коммунизма. Первый акт, возводивший нормы морали в ранг закона, - это Моральный кодекс строителя коммунизма, который был призван регулировать моральный облик должностного лица в системе государственного управления.
Ведущим принципом морального кодекса является преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине. В нём определено новое, социалистическое отношение человека к труду, к общественной собственности, к общественным интересам, общению между людьми в условиях господства социалистических производственных отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение человека к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов человека причисляет к важнейшим принципам коммунистической морали, выражающим её революционную направленность и боевой дух.
Кодекс служил ориентиром для выработки критериев оценки поведения государственного служащего и построения воспитательных систем, однако в практике поступки служащих не всегда основывались на постулатах кодекса, а зачастую противоречили им. Итак, управление государственной службой в советский период значительно затруднено из-за отсутствия прочной законодательной базы и должного контроля, а с другой стороны, упрощено в результате отсутствия плюрализма в идеологии.