Отмывание денег и финансирование терроризма
Введение
Европейские юридические акты «Директивы 2005/60EG2″ и «Директивы 2006/70/EG″ изменили структуры и расширили основы для законодательства в государствах – членах Евросоюза в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Федеральное правительство ФРГ хотело бы преобразовать эти директивы с помощью Проекта дополнительного закона о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Данный Закон вступил с силу 31 августа 2008 года. С этой целью правительство хочет осуществить новую редакцию или привести в соответствие с названными директивами:
· Уголовный кодекс
· Закон об отмывании денег
· Закон о кредитных учреждениях
· Закон о страховом надзоре
· Закон о таможенном управлении
· Закон о вложении денег
· Закон о надзоре за платежами финансовых служб
· Предписание о взимании налогов и перераспределении расходов согласно Закону о надзоре за платежами финансовых служб
· Предписание месячного отчета о состоянии счетов
· Предписание о ревизионном заключении.
Таким образом должны быть достигнуты следующие цели:
· распространение законодательных инноваций в области борьбы с отмыванием денег на борьбу с финансированием терроризма
· дифференциация обязанности проявлять добросовестность или осмотрительность с ориентацией на риск
· введение обязанности идентификации.
Европейские преимущества
Европейский парламент и Совет исходят из того, что широкие потоки денег от необязательного бизнеса могут нарушить стабильность финансового сектора. Кроме того, эти потоки представляют собой угрозу для внутреннего рынка. Терроризм разрушает устои общества. Наряду с уголовно-правовыми мерами определенный успех в области борьбы с терроризмом обеспечивают предупредительные меры. Серьезный вред наносится прочности, стабильности и целостности кредитных и финансовых учреждений, а также доверию финансовой системе в целом. Так как отмывание денег и финансирование терроризма часто трансграничны, требуется соответствующая координация и сотрудничество. Меры Европейского сообщества должны быть созвучны с мерами международных комиссий (соответствие измененным в 2003 году рекомендациям Специальной комиссии по изучению финансовой деятельности (FATE).
Наметилась тенденция к дальнейшей дефиниции отмывания денег на основе более широкого спектра преступлений, предшествующих отмыванию денег. В директиве имеется предположение, что более широкий спектр уголовно наказуемых деяний, предшествующих совершенному преступлению, дает возможность сообщать (заявлять) о подозрительных сделках и облегчает международное сотрудничество в данной области. В связи с этим следует также приводить в соответствие понятие «тяжкое преступление». Меры предосторожности должны однако относится не только к пользованию деньгами. которые получены в результате совершения преступления, но и к получению денег и имущественных ценностей для совершения террористических актов. В целях предупреждения следует вводить особые предписания об определении идентичности клиентов и экономных собственников и при этом давать точное определение понятия «экономный собственник». Поскольку инвесторы субъекта права осуществляют контроль за использованием имущества, то они должны рассматриваться как экономные собственники. Обязанности проявлять добросовестность или осмотрительность указанных в директиве институтов и соответствующих лиц связаны с риском отмывания денег и финансированием терроризма. Риск зависит от характера клиента, деловых связей, вида сделки. Обязанности касаются также трестов и кампаний.
В случае платежа наличными крупных сумм существует очень большой риск отмывания денег и финансирования терроризма. В связи с этим называются также лица, которые торгуют драгоценными камнями, благородными металлами или произведениями искусства, а также аукционисты. Меры контроля могут концентрироваться на физических и юридических лицах, занимающихся торговлей товарами, с которыми связан относительно высокий риск отмывания денег или финансирования терроризма. Уже существующие обязанности нотариусов и представителей других профессий юристов остаются неизмененными. Кроме того, представители различных профессий юристов подведомственны предписаниям 3-ей Европейской директивы об отмывании денег и финансировании терроризма, если они включая консультации по налоговым вопросам принимают участие в финансовых сделках фирмы (предприятия), при которых очень велика опасность того, что их услуги используются для отмывания доходов, полученных преступным путем или с целью финансирования терроризма. Предусматривается освобождение от обязанности сообщать информацию, которая получена перед, во время или после судебного процесса или в рамках оценки правового положения клиента. Юридическая консультация связана с обязанностью сохранения профессиональной тайны. В том случае, если юрисконсульт участвует в отмывании денег или финансировании терроризма, юридическая консультация дается с этой целью или адвокат знает, что клиент обращается за юридической консультацией с такой же целью. Непосредственно сравниваемые услуги должны рассматриваться подобным образом, если они оказываются представителями профессий, указанных в вышеназванной 3-ей директиве. Опасность отмывания денег и финансирования терроризма не во всех случаях одинаково велика. В связи с этим в отношении клиентов допускаются упрощенные обязанности проявлять добросовестность или осмотрительность. Однако в определенных ситуациях может существовать высокий риск. В таких случаях необходимо особенное основательное установление и проверка идентичности клиента. Это относится прежде всего к деловым связям с лицами, которые подвергаются опасности по политическим взглядам, прежде всего из стран, в которых широко распространена коррупция. В связи с этим с этим обращается внимание на особенно большой риск для сектора финансов испортить репутацию. В директивах подчеркивается, что стремления в области борьбы с коррупцией на международном уровне оправдывают даже повышенную бдительность в подобных случаях, а также абсолютное выполнение обычных обязанностей проявлять добросовестность или осмотрительность при установлении идентичности клиентов, которые подвергаются опасности в связи с политическими взглядами, или повышенные обязанности проявлять добросовестность при установлении идентичности клиентов, лиц, подвергающихся опасности по политическим взглядам, которые проживают в других государствах – членах Евросоюза ил в третьей стране. В условиях проведения соответствующих мер безопасности может все же допускаться представление клиентов, идентичность которых уже установлена.
Представители учреждений или лица, которые подведомственны 3ей Европейской директиве об отмывании денег и финансировании терроризма, не регистрируются (не включаются). Их обязанности определяются заключенными договорами.
О подозрительных сделках должно поступать сообщение в Центральное бюро регистрации государства – члена Евросоюза. Такие сделки могут ликвидироваться компетентными органами власти до сообщения, если в противном случае или в результате преследования лица, извлекающего выгоду, нельзя препятствовать предполагаемому отмыванию денег или финансированию терроризма. В связи с международным характером отмывания денег и финансирования терроризма должно, по возможности, развиваться сотрудничество и координация между Центральными бюро регистрации, включая создание сети Евросоюза «FIU-NET».
3-я Европейская директива об отмывании денег и финансировании терроризма не должна вмешиваться в деятельность органов правосудия государств – членов Евросоюза. Эти государства призваны делать все возможное для защиты лиц, дающих указания (прежде всего служащих, которые сообщили о подозрении относительно отмывания денег и в связи с этим находились под угрозой).
Лица, которые занимаются электронной обработкой данных и в рамках договора работают с кредитными или финансовыми учреждениями, не подлежат действию 3-ей Европейской директивы об отмывании денег и финансировании терроризма.
В филиалах или дочерних предприятиях в третьих странах кредитные и финансовые учреждения применяют общий стандарт. Они должны также иметь в своем распоряжении электронные системы, чтобы иметь возможность быстро дать информацию о своих деловых связях. Это имеет особое значение при замораживании или конфискации (капитала).
Государства – члены должны предусматривать эффективные и устрашающие санкции на случай, если не соблюдаются предписания, изданные на основании 3-ей Европейской директивы об отмывании денег и финансировании терроризма. Это относится в равной степени к физическим и юридическим лицам. Прежде всего юридические лица часто связаны со сложными формами отмывания денег и финансирования терроризма. При этом должны предусматриваться соответствующие санкции.
Исходные ситуации
Изменения состава преступления отмывания денег (§ 261 Уголовного кодекса) ограничиваются включением §§ 271 и 348 Уголовного кодекса и заменой предложения 3 и 4 § 261 абзаца 7 Уголовного кодекса ссылкой на применение § 73d Уголовного кодекса, если преступник действует профессионально или как член банды, которая затем занимается отмыванием денег. 3-я Европейская директива об отмывании денег и финансировании терроризма ссылается на европейский правовой акт, в связи с чем выдача фальшивых документов административными учреждениями подвергается наказанию, если это делается с целью совершить террористический акт. Дифференцирование предложений 3 и 4 § 261 абзац 7 Уголовного кодекса a.F. после решения федерального конституционного суда относительно антиконституционности § 43 Уголовного кодекса больше не требуется.
Дефиниция
Статья 2 дополнительного закона о борьбе с отмыванием денег содержит новую редакцию закона о выявлении доходов, полученных в результате совершения тяжких преступлений (закон об отмывании денег – GwG-E). Закон разделен на четыре раздела и начинается с целого ряда определений понятий.
Под словом «идентифицировать» законодатель понимает установление идентичности посредством сбора данных и проверки идентичности. «Финансирование терроризма» имеет место, если предоставляются или собираются денежные средства. При этом должно быть известно, что эти средства послужат определенным целям. «Деловыми отношениями» считаются любые деловые или служебные отношения. Деловые отношения должны поддерживаться непосредственно в сочетании с деловыми или служебными отношениями с ответственными лицами. При осуществлении контакта исходят из того, что он будет «продолжительный». «Сделка» – это действие, целью которого является движение денег или иное перемещение имущества (состояния), или действие. которое способствует этим процессам. «Электронные деньги» приравниваются к наличным средствам.
Законодатель различает компании, которые не котируются на организованном рынке, и не подлежат требованиям прозрачности в соответствии с правом (европейского) сообщества ли равнозначными международными стандартами, и правоспособные учреждения (институты) для управления имуществом по доверенности. В первом случае уполномоченным лицом является физическое лицо, которое непосредственно или косвенно имеет более 25% долей капитала или контролирует более 25% прав голоса. Во втором случае этот статус присваивается физическому лицу, которое контролирует 25 или более процентов имущества, или как получатель выгоды определяет 25 или более процентов управляемого имущества. Уполномоченным может быть также группа физических лиц, в пользу которых «прежде всего» должно осуществляться управление или разделение имущества, если еще не определено физическое лицо, которое должно стать получателем выгоды при управлении имуществом.
Страницы: 1, 2