Отношения усыновления в международном частном праве

В Конвенции 1993 г. закрепляются требования, предъявляемые для установления иностранного усыновления. Разумеется, что основным из них является соответствующее заключение о том, что иностранное усыновление в большей степени отвечает интересам ребенка, чем устройство ребенка в государстве его места жительства.

Подобно Конвенции 1980 г., в Конвенции 1993 г. предусмотрено учреждение Центрального органа в каждом государстве-участнике, в компетенцию которого входит координация вопросов, связанных с усыновлением: предоставление информации об усыновляемом; осуществление контроля за соблюдением конвенционных требований; организация мероприятий по установлению временной опеки над ребенком.

Одним из важных положений является норма о признании иностранного усыновления, установленного одним государством, в другом государстве - участнике данной Конвенции (ст. 23). Отказ в признании может быть мотивирован только оговоркой о публичном порядке, сущность которой в данном случае сводится к нарушению политики, проводимой государством в отношении защиты детей.

При этом в данной Конвенции также закрепляется право государства сделать заявление о том, что оно не связано положениями данной Конвенции по вопросу признания усыновления.

7 сентября 2000 г. Россия подписала Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г., однако конвенция до сих пор не ратифицирована.[21].

4. Европейская конвенция об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г., заключенная в г. Страсбурге, которую ратифицировали Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Латвия и др. - всего 18 государств, направлена в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся

 

§2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ


 Сотрудничество государств - членов СНГ в области семейного права направлено на решение первостепенно важных задач: создание условий, обеспечивающих сохранение международных семей, увеличение числа которых связано с распадом СССР и появлением новых иностранных граждан, ранее населявших территорию единого государства. Общность интересов бывших советских граждан, их историческое и социальное родство позволяют достаточно эффективно преодолевать коллизионные проблемы, создавая единообразные правила регулирования в области семейно-6рачных отношений. Эти правила создаются посредством унификации коллизионно-правовых норм[22].

В области семейного права между государствами - членами СНГ заключено много двусторонних соглашений, одной из сторон которых является Российская Федерация. Наряду с двусторонними договорами вопросы семейного права получили закрепление в Конвенции стран СНГ 1993 г . В ней подробным образом регулируется компетентность учреждений государств-участников по делам об установлении или; отмене опеки и попечительства, порядок назначения опекуна (попечителя), условия передачи опеки или попечительства учреждением одного государства - учреждению другого (ст. 33-36). В связи с этим необходимо заметить, что указанные нормы, имеющие структуру коллизионных, не направлены на регулирование гражданских правоотношений в собственном смысле (т.е. отношений, имеющих имущественный характер), а опосредуют выбор права при совершении определенных процедурных мероприятий: например, порядок назначения опекуна. Вместе с тем эти нормы часто рассматривают как коллизионные. Это связано еще и с тем, что в гражданском законодательстве большинства государств (в том числе и в законодательстве Российской Федерации) наряду с нормами, регулирующими непосредственно имущественные отношения (или личные неимущественные), содержатся нормы, регламентирующие процедуру или порядок совершения определенных действий (в том числе и порядок назначения опекуна или. попечителя).

Несколько норм в Конвенции стран СНГ 1993 Г. посвящено вопросам усыновления (ст. 37).

Как уже было сказано, основным принципом при выборе права, регулирующего усыновление или его отмену, является закон гражданства усыновителя. В данной Конвенции закрепляются также положения выбора права в ситуациях, когда усыновитель и усыновляемый имеют различное гражданство: для этого дополнительно необходимо соблюдать требования законодательства государства, гражданином которого является усыновляемый (например, получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, также согласие самого ребенка, если это вытекает из закона государства, гражданином которого является ребенок)[23].

В случае, если супруги-усыновители имеют различное гражданство (речь идет об усыновителях - гражданах государств - участников этой Конвенции), необходимо соблюдать условия законодательства гражданства обоих супругов (п. 4 Ст. 37).

Еще одним актом, содержащим нормы об усыновлении, заключенным в рамках СНГ является Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
от 22 января 1993 г.). Ст. 37 данной Конвенции посвящена усыновлению и его отмене.

В этой Конвенции опять же действует принцип гражданства усыновителя: усыновление или его отмена определяется по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 1. ст. 37). По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 4 ст. 37)

 Если один из супругов-усыновителей является гражданином одного государства-участника Конвенции, а другой - гражданином другого государства-участника, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обоих государств. В такой ситуации по делам об усыновлении и отмене усыновления компетентно учреждение той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание(п. 4. ст. 37)

При усыновлении ребенка-гражданина другого государства-члена Конвенции необходимо также получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является (п. 2 ст. 37).


Глава 3. Особенности регулирования международного усыновления в России. Защита прав ребенка при усыновлении

 

§3.1 Российское, законодательство, регулирующее порядок усыновления детей иностранными гражданами


Начиная с 1997 года, в Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. Российская Федерация не ратифицировала в Гаагскую Конвенцию 1993 г, но некоторые нормы этой Конвенции нашли отражение в действующем российском законодательстве.

19 сентября 1997 г.  Государственной Думой было принято постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость такого контроля за соблюдением прав российских детей, усыновляемых иностранцами. В 1998 г. в ст. 165 СК РФ была включена норма о том, что при  усыновлении в России детей-граждан РФ иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан России[24]. Позднее были приняты: Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275), Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" и Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"(с изменениями от 2 августа 2007 г., 8 декабря 2008 г.)

 

§3.2 Условия и порядок  усыновления российских детей иностранными гражданами


Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации в частности, определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

 - умерли;

 - неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

 - признаны судом недееспособными;

 - лишены судом родительских прав;

 - дали в установленном порядке согласие на усыновление;

 - по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.

Кроме того, данные правила регулируют контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, и постановку на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Правила запрещают посредническую деятельность по усыновлению детей. К таковой относится любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Усыновления иностранцами российских детей производится судом по месту жительства усыновляемого ребенка. В соответствии с Правилами иностранным гражданам при усыновлении ребенка - гражданина РФ, но проживающего за пределами РФ, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты