Отражение политических прав и свобод граждан России в нормативно-правовых актах

• свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" и др.);

Систему конституционных прав вслед за делением власти народа на два направления (государственная власть и негосударственная власть) следует разделить на:

а) конституционные политические права, дающие возможность участия в осуществлении государственной власти (право участвовать в управлении делами государства и связанные с ним право избирать и быть избранным, право участвовать в отправлении правосудия, право на равный доступ к государственной службе);

б) конституционные политические права, дающие возможность участия в осуществлении негосударственной власти, формировании и функционировании гражданского общества (право на объединение, право собраний).


4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации


4.1 Право участвовать в управлении делами государства


Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Это право вытекает из принципа народовластия, провозглашенного в ст.3 Конституции РФ.

В общем виде это право сформулировано в ст.32 Конституции РФ, в которой установлено, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам. В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.

До настоящего времени состоялись три референдума Российской федерации: 17 марта 1991 г. — об учреждении поста Президента в Российской Федерации; 25 апреля 1993 г. — о доверии Президенту Б. Н. Ельцину; об одобрении его социально-экономической политики; о досрочном переизбрании Президента; о досрочном переизбрании Съезда народных депутатов; 12 декабря 1993 г. — об одобрении проекта Конституции РФ.

Референдумы субъектов Федерации и муниципальных образований проводятся по важным вопросам регионального и местного значения. В большинстве субъектов РФ есть отдельные законы о референдуме. В некоторых субъектах положения о референдуме включены в общий избирательной кодекс. В отдельных субъектах действует единый закон о порядке проведения, как референдума субъекта, так и местного. Эти акты не могут противоречить Федеральному закону от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2005 г.).

Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный; обязательный и факультативный; конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне обязательным является референдум по решению конституционного собрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции. На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах Федерации, объединяющихся в новый субъект Федерации. В некоторых республиках предусмотрен консультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.

При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имеет Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этот Закон направлен именно на установление тех общих гарантий прав участников референдума и избирательных прав граждан, которые должны быть обеспечены при прямых выборах всех органов государственной власти и при проведении Референдумов всех видов и всех уровней.

Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; их результаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами и референдумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдуме решается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения. Выборы проводятся строго периодически в установленные Конституцией, законами сроки; референдумы — в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных, оговоренных в Конституции и законах случаях. При выборах депутатов действует пропорциональная система выборов (в субъектах не менее половины депутатов избирается по пропорциональной системе, остальные по мажоритарной системе), по спискам кандидатов от политических партий. При референдуме каждый участник голосует "за" или "против" по вопросу референдума. При федеральных выборах требуется для признания их состоявшимися участие не менее 25% избирателей (при выборах Президента — не менее 50%). Референдум считается состоявшимся при условии участия в голосовании 50% участников референдума. При выборах допускается в случае необходимости повторное голосование (второй тур), при референдуме вопрос решается окончательно и повторно при отрицательном решении он может быть вынесен не ранее чем через год.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества. Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" определены виды федеральной государственной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в Законе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Закон предусматривает важную норму о поступлении на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу (предусмотрены и случаи, когда конкурс на замещение определенных должностей не проводится).

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" определяет условия и основания привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей; требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение присяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов Федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.

Порядок формирования корпуса арбитражных заседателей установлен Федеральным законом от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".


4.2 Право на объединение


Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это политическое право человека, позволяющее объединить свои усилия для достижения определенных целей, защиты своих прав, служащее для структурной организации гражданского общества, помогающее оказывать влияние на государственную власть. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30) таким образом, устанавливается принцип добровольности объединения.

Ограничением этого права является конституционный запрет (ч. 5 ст. 13) создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В ст. 13 Конституции установлены иные важные принципы отношений государства и общественных объединений, в том числе принцип равенства последних. Все общественные объединения независимы от государства. Установлен принцип невмешательства государства в дела общественных организаций, также недопустимо их вмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц. Таким образом, деятельность общественных организаций основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Право на объединение регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (действует в ред. от 2 ноября 2004 г.). Закон определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных). Он предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных обществах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты