В Третьем отделении С.Е.И.В.К. произошло перераспределение функций между экспедициями:
· Первая экспедиция занималась обеспечение государственной безопасности, защитой государственной тайны и борьбой с наиболее опасными государственными преступниками.
· Вторая экспедиция заведовала штатом Третьего отделения, собирала сведения о изобретениях и усовершенствованиях , боролась с экономическими преступлениями и предупреждала недоброжелательную конкуренцию.
· Третья экспедиция была органом наблюдения за общественным порядком и выполняла контрразведывательные функции.
· Четвертая экспедиция собирала сведения о чрезвычайных происшествиях в государстве, о злоупотреблениях местных властей и о беспорядках на местах.
· Пятая экспедиция вела контроль за периодическими изданиями.
Цензура была передана в Министерство внутренних дел.
В 70-е годы создаются два государственных органа, осуществляющих межведомственные функции в сфере государственной безопасности и подготовку реформы спецслужб.
В 1878 году это «Особое совещание для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и безопасности в Империи». В него входили министры: внутренних дел, военный и юстиций.
Функции:
- усиление цензуры;
- полиция;
- контроль над учебными заведениями;
- совершенствование разведывательной и контрразведывательной деятельности.
И в 1880 году Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Её функции:
- усиление координации деятельности органов государственной безопасности;
- подготовка реформы.
В августе 1880 года происходит упразднение Третьего отделения С.Е.И.В.К., и «6 августа 1880 года в составе Министерства внутренних дел был создан Департамент Государственной Полиции»[23] (с 1883 года именуемый Департаментом Полиции), а 15 ноября того же года к нему был присоединен и Департамент полиции исполнительный Министерства внутренних дел.[24] Главными задачами Департамента Полиции являются: предупреждение и пресечение опасных государственных преступлений, охрана государственной безопасности, контрразведывательная деятельность, разведывательные функции, внешняя разведка и выполнение функций криптографической службы России. В его ведении находились охранные отделения, полицейские учреждения, как городские, так и уездные, градоначальники, речная и фабричная полиция, сыскные части отделения, адресные столы, пожарные команды.[25] В 1882 году у Департамента Полиции появился штаб заграничной агентуры, которым являлось посольство России в Польше. Состав аппарата Департамента Полиции был довольно сложным.
Во внутреннюю структуру ДП входило шесть делопроизводств. С 1880 года существовали только первое, второе и третье, в 1883 году добавились четвертое и пятое, и в 1894 году появилось шестое делопроизводство.
1. Распорядительное делопроизводство – административно – хозяйственные функции, кадровые вопросы (личный состав полиции), ведение общеполицейских дел.
2. Законодательное делопроизводство – разработка нормативных документов (различных полицейских законопроектов, инструкций или циркуляров[26]).
3. Секретное делопроизводство – контрразведка России; создание агентурной сети (внутренняя и заграничная) и ее управление; безопасность императора; наблюдение за общественными политическими движениями и их пресечение. Вопросы политического розыска. К концу XIX века в ведении этого делопроизводства остались лишь второстепенные (финансово-счетные дела), так как все дела, касавшиеся политического розыска были переданы в учрежденный в 1898 году Особый отдел департамента.[27]
4. Наблюдение за ходом следствия по особо опасным государственным преступлениям.
5. Ведало вначале гласным, а в последствии негласным надзором.[28]
6. Контроль за изготовлением, хранением и перевозкой взрывчатых веществ (ранее эти дела находились во втором делопроизводстве); фабрично-заводское законодательство.
Четвертое и пятое делопроизводства были в своей деятельности очень тесно связанны с Особым совещанием – постоянным учреждением под председательством товарища министра внутренних дел, утверждавшее представления губернаторской административной ссылке частных лиц.
На созданное в 1902 году седьмое (наблюдательное делопроизводство) возлагались дела упраздненного четвертого делопроизводства, т.е. наблюдение за производством жандармскими управлениями дознаний по государственным преступлениям.
Первые директора Департамента Полиции В.К. Плеве (1881-1884 гг.) и П.Н. Дурново (1884-1893 гг.) значительно обновили состав департамента за счет привлечения сотрудников суда и прокуратуры. Это позволило поставить дело политического сыска на более широкую ногу.[29]
2.2 Военное министерство
Значительные изменения произошли и в центральном аппарате Военного министерства. Эти изменения были тесно связаны с реформами местного управления (1862-1864 гг.) и децентрализацией распорядительной и исполнительной деятельности. Уже с 1862 года отдельные департаменты Военного министерства стали преобразовываться в главные управления, начальники которых имели больше прав, чем бывшие директора департаментов.[30]
В 1863 году Император утвердил положение о Главном Управлении Генерального Штаба и его штаты. С этого времени в России существует специальный централизованный орган военной разведки. При Главном штабе находился Военно-ученный комитет, Николаевская академия генерального штаба, а так же редакции печатных органов министерства.[31] В его структуре вопросами защиты информации занимались: военно-ученное или третье отделение разведки европейских стран и второе отделение или азиатское. Третье отделение занималось более значимыми функциями: цензура военных периодических изданий; делопроизводство, связанное с деятельностью военных агентов, и ведение секретного делопроизводства.
С 1864 года военные агенты России получили официальный статус военных уполномоченных. Они числились в составе дипломатического корпуса и обладали дипломатической неприкосновенностью.
Изменения в Военном министерстве были закреплены «Положением» 1869 года, которое расширяло права военного министерства как главного начальника всех отраслей военного управления. Значение Военного совета возросло: кроме законосовещательной и исполнительной функции он осуществлял кодификацию военных законов, его члены занимались инспектированием войск.[32]
Кроме семи главных управлений в составе министерства было создано несколько управлений (генерал - инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов, главного священника армии и флота) и ряд второстепенных учреждений.
В мае 1881 года в связи со сменой курса внутренней политики ушел в отставку Д.А. Милютин. Пост военного министра занял посредственный, но близкий ко двору генерал П.С. Банковский.[33]
Заметные изменения произошли и в организации секретного делопроизводства в военном министерстве. С 1859 года установилась децентрализованная система делопроизводства. Головной службой было первое отделение канцелярии. Совершенствуется учет поступивших документов: разделяется на учет пакетов (секретных и несекретных отдельно) и учет секретных документов. Вводятся журналы учета секретных документов, которые необходимо прошивать и опечатывать («шнуровые книги»). Происходит разделение грифа секретности: секретно и весьма секретно.
2.3 Цензура
В апреле 1865 года была проведена буржуазная цензурная реформа. Изданием «Временных правил о печати» цензуре придавалась большая гибкость. Цензурным комитетам предоставлялись более широкие права расправы путем предостережений, приостановки (после двух предостережений), конфискации номеров, штрафов, судебного преследования издателей и редакторов.
Для общего руководства цензурой и надзора за типографиями, книжной торговли и библиотеками в составе министерства было создано Главное управление по делам печати.[34]
Первые шаги деятельности Главного управления по делам печати ознаменовались запрещением органов революционной демократии 60-х годов – журналов «Современник» и «Русское слово» (1866г.)
В последующие годы деятельность министерства в области руководства цензурой расширилась. Дополнивший «Временные правила» закон 1873 года давал право министру приостановить выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы государственной важности, оглашение или обсуждение которых «по соображениям высшего правительства найдено будет неудобным». До 1905 года Главным управлением по делам печати было издано до 562 циркуляров, запрещающих освещать в печати те или иные вопросы внутренней или внешней политики.[35]
3. Ответственность за правонарушения в области защиты информации
Одним из основных документов, определяющих меру ответственности и тяжесть наказаний, за нарушения в области защиты информации в XIX веке является «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (от 15 августа 1845 года)».
В данной работе статьи будут систематезированны по отдельным группам: государственная тайна, банковская тайна, служебная тайна, коммерческая тайна (тайна торговых книг);
Государственная тайна
К правонарушениям в области защиты государственной тайны относятся статьи третьего раздела уложения «О преступлениях государственных».
В статье 257 (глава 1, отд. 2 «О государственной измене и преступлениях против народного права») содержится перечень действий, признаваемых государственной изменой. К государственным изменникам применяются самые радикальные меры наказания. К государственной измене относится:
1. Желание предать государство или часть его другой иностранной державе.
2. Побуждение иностранной державы иностранной державы к войне или другим неблагожелательным действиям для России. Сообщение государственной тайны иностранному правительству с целью нанесения урона России.
3. Содействие неприятелю в военных или иных враждебных действиях против России или ее союзников:
- через явное участие в таких действиях;
- советом;
- разглашением тайны;
- сообщением каких-либо иных сведений;
- противодействие успехам России или ее союзников.
Сообщение противнику сведений:
- о расположении и движении войск;
- о состоянии армии;
- о средствах нападения или обороне;
- помощь неприятельским шпионам.
Так же предусмотрен случай, когда дипломатический или иной чиновник действует во вред своему отечеству, если он: похитит, специально уничтожит или повредит какой-нибудь акт или нормативный документ, имеющий отношение к доказательству прав России на что-либо требуемое от иностранной державы или иностранной державой от России. [36]