Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.
Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случае:
1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;
2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.
Глобальные масштабы приобрел международный терроризм, поэтому очень важную роль в борьбе с ним играет Интерпол, в структуре которого создана Группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу Президента Российской Федерации № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола" от 30.07.1996 г. было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются для обмена информацией о терроризме.
Освещая вопрос борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такую актуальную проблему, как финансирование террористической деятельности со стороны частных лиц, кредитных организаций и даже государств. Поэтому важным шагом вперед в этой сфере является принятие 10 января 2000 г. на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Конвенция ратифицирована Федеральным Собранием РФ (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" № 10 за 2002 год. Так, одной из основных мер по ликвидации международного терроризма признана борьба с его финансированием.
Уголовная ответственность предусмотрена для любого лица, "если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения:
а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;
б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения".
Конвенция содержит требования, согласно которым преступление составляет любое из вышеупомянутых деяний, независимо от того, что средства фактически использовались для совершения преступлений, перечисленных в пунктах а) или б). Так, по смыслу Конвенции карается не только финансирование конкретного преступления террористического характера, но и отчисление средств на обеспечение международного терроризма в целом.
Также необходимо упомянуть об очень важном Постановлении Правительства РФ от 12 января 2007 г. № 6 "Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом".
Правила в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" определяют порядок осуществления за счет средств федерального бюджета социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, то есть преступления, квалифицированного статьями 205 - 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом:
1) военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;
2) лиц, содействующих на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;
3) членов семей лиц, указанных в подпунктах 1 и 2.
Социальная реабилитация пострадавших и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья и проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество.
Психологическая реабилитация пострадавших осуществляется путем предоставления психологической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании обращения пострадавшего или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения в учреждения здравоохранения, соответствующие службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также по инициативе этих учреждений, служб и организаций.
Медицинская реабилитация пострадавших осуществляется в медицинских учреждениях в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Профессиональная реабилитация пострадавших в части предоставления услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также в части оказания содействия в трудоустройстве осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения за счет средств, предусматриваемых в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Правовая помощь предоставляется пострадавшим при их обращении в соответствующие службы и учреждения органов государственной власти, на которые возложены полномочия по оказанию содействия гражданам в осуществлении их прав, а также в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения по вопросам, связанным с социальной реабилитацией.
Предоставление жилья пострадавшим, лишившимся его в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Социальная реабилитация лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом характера и последствий террористического акта, а также других обстоятельств в первоочередном порядке принимают меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи в целях социальной реабилитации пострадавших.
Для координации действий органов исполнительной власти по организации и осуществлению социальной реабилитации пострадавших и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, могут создаваться соответствующие органы (комиссии, комитеты).
Глава 2. Ответственность за терроризм по уголовному праву России
2.1 Террористический акт
Глава 24 УК РФ террористический акт относит к преступлениям против общественной безопасности.
Согласно ст. 205 УК РФ террористическим актом является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Опасность преступлений, предусмотренных главой 24 УК РФ, в том числе и терроризма, заключается в том, что они посягают на общественную безопасность, т.е. на широкий круг общественных отношений, причиняют или могут причинить вред неопределенному кругу лиц, посягают на основы безопасности личности, общества и государства. Преступления этой группы часто совершаются общеопасным способом, ущерб от них имеет сложный, многоаспектный характер.
Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (см.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности").
Объективная сторона терроризма состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; либо в угрозе совершения указанных действий. Взрыв, поджог и иные действия - это способы совершения преступления. Иные действия - это общеопасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (затопление объектов жизнеобеспечения населения, повреждение линий электропередачи, обвалы, блокирование транспортных коммуникаций, распространение отравляющих веществ и т.д.).
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч.1 ст. 205 УК РФ, когда они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий либо с момента объективизации угрозы совершения подобных действий, т.е. для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных последствий. В случае их наступления при наличии умысла содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, а при неосторожной вине - с учетом характера последствий возможна квалификация по ч.3 ст. 205 УК РФ.
Опасность гибели людей означает, что эти действия угрожали хотя бы одному человеку. Значительный имущественный ущерб определяется с учетом стоимости и значимости материальных ценностей, материального и финансового положения потерпевших. Иные общественно опасные последствия означают причинение вреда здоровью людей, возникновение паники, страха, массовых беспорядков, ухудшение экологической обстановки в регионе, поток беженцев, дезорганизацию нормальной деятельности органов государственной власти и т.д.
Угроза совершения указанных террористических действий должна вызывать у граждан и органов власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть выражена устно, письменно, по телефону, с помощью иных технических средств.
Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и специальной целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет
Квалифицированный состав (ч.2 ст. 205 УК РФ) характеризуется совершением тех же деяний: группой лиц по предварительному сговору п. "в". (см. комментарий к ч.2 ст.35 УК РФ); с применением огнестрельного оружия - п. "в" (см. комментарии к ст.162, 222 УК).
Под применением огнестрельного оружия следует понимать производство стрельбы, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности совершения акта терроризма другим способом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11