Передача авторских прав по договорам. Виды договоров
Академия Маркетинга и Социально-Информационных технологий
Контрольная работа № 1 вариант № 18
По Экономико-правовым основам рынка программных продуктов
Студент 3г. Обуч. Группы 06-зспо-01 № зачетки 18
Фамилия Логвиненко
Имя Денис Отчество Викторович
Дата поступления работы «_____» _________________________2008г.
Оценка ________________________________________
Рецензент _____________________________________________________
«_____» _________________________
Передача авторских прав по договорам. Виды договоров
1.Передача авторских прав по договорам
Сторонами авторского договора выступают автор (правопреемник автора) и пользователь произведения. Я думаю стоит рассмотреть лишь характеристики, свойственные субъектам авторского права именно как сторонам авторского договора.
Обязательным субъектом авторского договора является автор произведения или его правопреемник. Совершеннолетний и дееспособный автор произведения, как правило, сам заключает договор либо делает это через своего поверенного. За малолетнего автора, т.е. не достигшего 14 лет, авторский договор подписывают его родители или опекуны. Несовершеннолетний автор в возрасте от 14 до 18 лет заключает авторский договор самостоятельно, но с согласия родителей или попечителей. От имени недееспособного автора, признанного таковым вследствие душевной болезни, действует его опекун. Если авторский договор заключается по поводу использования коллективного произведения, то необходима согласованная воля всех соавторов. При этом все они имеют право принимать участие в согласовании условий и подписании договора, хотя это может сделать и один из них по поручению остальных. Если имеет место работа по подготовке сборника, то, помимо заключения договоров с составителем (составителями), необходимо также заключить договоры со всеми авторами, произведения которых планируется включить в сборник. В практике нередко встречаются случаи, когда лицо, осуществляющее выпуск сборника, пренебрегает заключением таких договоров, предполагая, что согласование всех вопросов с авторами включаемых в сборник произведений является обязанностью составителя. Данная точка зрения ошибочна, поэтому следует учесть, что в случае бездоговорного использования произведения вся ответственность будет возложена именно на организацию, выпустившую сборник, а не на его составителя. После смерти автора договор об использовании произведения может быть заключен с его наследниками. На наследников распространяются все те правила о дееспособности, что и на авторов, которые были рассмотрены выше. Если наследник не один, то для заключения авторского договора необходимо согласие всех наследников. В случае возникновения конфликтной ситуации между наследниками спор между ними передается на разрешение суда по исковому заявлению любого из них.
Вторая сторона авторского договора - пользователь произведения. Как правило, это специализированная организация, основным родом деятельности которой является осуществление издательских, выставочных и других аналогичных функций. Однако заключение авторских договоров не возбраняется любым иным организациям, при условии, что использование определенных произведений не противоречит их уставным целям. На сегодняшний день практически отсутствуют жесткие рамки специализации пользователей. Это является следствием нелегкой экономической ситуации, в условиях которой, например, некоторые специализированные издательства для того, чтобы выжить, вынуждены издавать непрофильную для себя, но коммерчески выгодную литературу. Однако следует помнить, что для возможности осуществления отдельных правомочий по использованию произведений, например издательской деятельности, публичного показа и распространения аудиовизуальных произведений, пользователю необходимо получить соответствующую лицензию.
В теории авторского права сложилось мнение, что договор, по которому пользователю предоставляются права на произведение не для их использования в точном смысле этого слова по авторскому праву, а с целью удовлетворения личных потребностей, не является авторским. Это относится к организациям, которые не имеют соответствующей лицензии на право заниматься издательской и тому подобной деятельностью, связанной с использованием произведений с целью извлечения прибыли. Правда, это вовсе не означает, что они не могут являться стороной договора заказа. В качестве примера можно привести следующие ситуации: общественная организация вправе заключить авторский договор с писателем на написание истории развития организации или со скульптором на создание памятника и т.п. Данные договоры вполне законны, но по своей сути являются не авторскими, а договорами подряда. Среди ученых, занимающихся вопросами, авторского права, выработалась практически единая позиция о том, что физическое лицо также не может быть пользователем как одной из сторон авторского договора. Те договоры, в рамках которых по заказам отдельных физических лиц создаются творческие произведения, принято квалифицировать в качестве договоров подряда. Для иллюстрации приведем следующий пример. Между гражданкой Б. и скульптором К. был заключен договор на создание скульптуры умершего мужа Б. для установления на могиле, в счет вознаграждения был выплачен аванс в размере 5000 руб. По причине болезни скульптора работа осталась незавершенной, в связи с чем Б. потребовала от скульптора возврата аванса. Если считать, что в данном случае имел место авторский договор, то аванс возврату не подлежал, поскольку автор не исполнил свои обязанности по договору не по своей вине. Если же данный договор квалифицировать как подрядный, то в этом случае аванс должен быть возвращен, поскольку подрядчик выполняет работу на свой риск. Суд требование Б. удовлетворил и поступил правильно, так как представляется нецелесообразным возлагать на заказчиков, в качестве которых выступают обычные физические лица, все обязанности, которые возлагаются на организации, занимающиеся использованием произведений на профессиональной основе. Но, конечно, следует помнить, что если гражданин является частным предпринимателем, то он потенциально может осуществлять воспроизведение и распространение произведений. В такой ситуации гражданин заключает с автором договор, по которому приобретает в полном объеме все права и несет все обязанности пользователя.
Поскольку авторский договор действует сравнительно длительный период времени, то не исключена ситуация с переменой участвующих в обязательстве лиц. Данный момент имеет определенные особенности по сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования и переводе долга. Если возникает необходимость замены автора, изменения авторского коллектива, привлечения соавторов и т. п., то данный вопрос обычно решается положительно только с согласия пользователя произведения. Исключение составляет лишь случай, когда после смерти автора уже готового произведения его место занимает наследник в силу прямого указания закона. Что касается переуступки прав по авторскому договору, то в соответствии с действующим законодательством права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 закона).
Вместе с тем критерий субъектного состава, в соответствии с которым одной из сторон авторского договора обязательно должен быть автор или заменяющее его лицо (наследник), не снимает все возникающие на практике вопросы. Наиболее важным из них можно считать вопрос о квалификации договора, в соответствии с которым одна организация, являющаяся обладателем авторских прав на определенное произведение, передает данные права другой организации.
Такие договоры в настоящее время нередки и имеют два варианта: 1) организация передает права, которыми владеет в качестве автора (ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. и п. 4 постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.), и 2) организация передает права, которые были ею ранее приобретены на основании закона (например, в отношении произведения, созданного в результате служебной разработки) или договора с автором. Так как указанные договоры опосредуют передачу авторских прав, можно говорить о том, что такие соглашения тоже относятся к авторским договорам или являются их разновидностью. Однако анализ ст. 30-34 Закона «Об авторском праве и смежных правах» показывает, что позиция законодателя в данном вопросе такова: авторским договором может считаться только такой договор, который заключается самим автором или заменяющим его лицом. Такой вывод можно сделать хотя бы из тех закрепленных в законе гарантий, которые установлены явно в интересах только непосредственных создателей произведений, а также из того, что закон несколько раз прямо упоминает об авторе как одной из сторон авторского договора.
Поэтому в связи с вышеизложенными соображениями к числу авторских договоров в том их понимании, которое закреплено в ст. 30-34 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», можно отнести лишь те из заключающихся организациями договоров, по которым принадлежащие им авторские права передают организации, признаваемые авторами произведений в силу закона. Другие договоры, одной из сторон которых автор или заменяющее его лицо не является, нельзя считать авторскими в точном смысле этого слова. Поскольку законодательство такие договоры не выделяет, то и их регламентация отсутствует, хотя и допускается возможность их заключения (см. п. 4 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Поскольку такими договорами опосредуется передача авторских прав, их можно условно признать авторскими договорами в широком смысле. Даже несмотря на то, что на них и не распространяются прямо нормы, зафиксированные в ст. 30-34 Закона «Об авторском праве и смежных правах», тем не менее применение к таким договорам некоторых из них по аналогии не исключено.[7]
1.1Условия авторского договора
По общему правилу, авторский договор является консенсуальным, возмездным и взаимным. Но это не исключает существования реальных, безвозмездных и односторонних авторских договоров. Авторский договор считается реальным в том случае, если одновременно с согласованием всех необходимых условий договора стороны предоставляют друг другу все причитающееся по договору. В качестве примера можно привести следующий вариант: автор осуществляет передачу прав на использование уже созданного им произведения, которое одобрено пользователем, а пользователь одновременно с этим выплачивает автору все обусловленное договором вознаграждение. Если же автор не несет никаких дополнительных обязательств, тогда такой договор к тому же является и односторонним.
В законе также нет запрета передачи авторских прав по договору на безвозмездной основе. Можно возразить, что данный вывод противоречит п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который среди прочих существенных условий авторского договора называет условие о «размере вознаграждения и (или) порядке определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядке и сроках его выплаты». Но фактически данная норма закрепляет лишь то, что вопрос об авторском вознаграждении подлежит обязательному согласованию в договоре. Поэтому, если авторские права по договору передаются безвозмездно, об этом необходимо прямо указать в договоре. Иначе условие о цене авторского договора будет считаться несогласованным.