Пересечение теории и практики государственного управления. Субъективация власти: от демонии к профессиональным государственным служащим

Пересечение теории и практики государственного управления. Субъективация власти: от демонии к профессиональным государственным служащим

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Академия управления при Президенте Республики Беларусь












РЕФЕРАТ

по дисциплине: Государственное управление

на тему: Пересечение теории и практики государственного управления. Субъективация власти: от демонии к профессиональным государственным служащим










МИНСК 2010



Основополагающими категориями в теории государственного управления являются понятия "государство", "государственное управление", "политическое управление", "государственное администрирование", "административно-государственное управление", "бюрократия".

Начнем с понятия "государство". История показала, что форма государств, характер их деятельности, средства и методы управления зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, от сложившейся в данном социуме политической культуры, преобладающих религиозно-философских воззрений, потребностей экономического развития и многих других факторов.

Государство - это политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью людей на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия.

Признаками государства являются: публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); территория, на которую распространяется юрисдикции данного государства (право производить суд); система права - совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.

Государственная власть носит универсальный характер, поскольку она распространяется на всех граждан данного государства, на все его организации и учреждения. Государственный суверенитет предполагает полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, то есть над властью государства, признаваемой суверенной, не стоит никакая иная власть, способная подчинить его себе или воспрепятствовать ему в реализации его воли. В международной сфере суверенитет государства выражается в его праве самостоятельно, независимо от других государств, решать все свои внутренние вопросы и вступать в международные соглашения. Уважение суверенитета является основным принципом международного права, закрепленным Уставом ООН.

Государство выполняет целый ряд важных внутренних и внешних функций (задач). Главной внутренней функцией является достижение социально-политической стабильности, служение общему благу. Государство стремится выступать в качестве главного арбитра при столкновении политических интересов, не допускать обострения социальных конфликтов и разрешать их мирными средствами. Помимо этого оно обеспечивает внутренние функции:

- экономические, выступая главным координатором и регулятором экономических процессов;

- социальные, обеспечивая систему социального страхования, общественных компенсаций, социальной опеки, развитие здравоохранения;

- культурно-образовательные, выступая основным гарантом сохранения и приумножения национальной науки и культуры, развития системы народного образования;          .

- экологические, отвечая за охрану окружаюшей среды на своей территории.

Внешние функции государства направлены на реализацию его интересов и целей на международной арене. Основными из них являются: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в решении глобальных проблем.

Государственное управление - это система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата.

Политическое управление включает систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития.

Административное или, точнее, административно-государственное управление осуществляется государственными служащими. Достаточно часто в научной литературе, да и в реальной жизни, аппарат чиновников называют бюрократией. Когда термин "бюрократия" встречается рядовому гражданину, он думает о бюрократической волоките, которую необходимо преодолеть, чтобы добиться каких-либо услуг или информации. В социальных науках администрацией или бюрократией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения.

В идеале государственная администрация - это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз.

Постараемся разобраться, в чем состоит сегодня административно-государственное управление и что такое государственное администрирование. Для этого необходимо обратиться к современным научным исследованиям. В западной политологии оба этих понятия обозначаются одним термином "public administration". В узком смысле слова "public administration" означает профессиональную деятельность государственных чиновников. На русский язык это можно перевести как государственное администрирование.

Американская энциклопедия определяет государственное администрирование как "все виды деятельности, направленные на осуществление решений правительства". В широком смысле слова "public administration" - это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В русском языке этому понятию соответствует административно-государственное управление.

Французский политолог Р. Грегори в монографии "Французская гражданская служба" дает определение административно-государственного управления как "особой социальной функции, направленной на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает специальным агентом власти".

Английские политологи Дж. Гринвуд и Д. Вильсон полагают, что административно-государственное управление - "это деятельность, организация институтов и предметов изучения". Сегодня большинство политологов считают, что административно-государственное управление и государственное администрирование связаны с тремя сферами власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Наиболее последовательно эта точка зрения выражена в монографии американских политологов Ф. Нигро и Л. Нигро "Современное государственное администрирование". Авторы дают развернутое определение административно-государственной деятельности: "Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах:

- связанные с тремя сферами власти - законодательной, исполнительной, судебной - и их взаимодействием;

- имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса;

- значительно отличающиеся от администрирования в частном секторе;

- тесно связанные с многочисленными частными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и общинах.

Мы предлагаем следующие определения. Административно-государственное управление - это осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. Государственное администрирование - это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.

Во всех перечисленных выше определениях речь идет об объективной характеристике административно-государственного управления и государственного администрирования. Действительно, административно-государственная власть имеет объективную природу: администрация прежде всего подчинена закону и подотчетна представительным органам. Издаваемые администрацией акты управления развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке существующие законы.

Однако властные полномочия реализуются людьми, их исполнение - процесс волевой, умственный, эмоциональный, который может осуществляться как правомерно, рационально, так и волюнтаристски, иррационально. Поэтому административно-государственное управление как субъективная категория может изменять реальную действительность в лучшую и худшую стороны. Это громадная созидательная и разрушительная сила.

Субъективация власти происходит с того момента, кoгдa человек занял руководящую должность, которая, будучи первичной организационной единицей, компонентом аппарата, имеющим часть его компетенции, не безличностна. С ее помощью индивидуальная воля служащего трансформируется в государственную. Должность можно сравнить с ролью, а служащего - с актером, играющим хорошо или плохо написанную для него автором роль. Административная должность, трансформируя индивидуальную властную волю в государственную, многократно усиливает первую во всех ее проявлениях, как положительных, так и отрицательных.

История знает немало примеров, когда административная власть "пигмея" превращала в "гиганта". Это личностное усиление происходит посредством всех элементов, составляющих содержание данной должности: ее авторитета, полномочий и др. Вступление в должность одновременно нередко бывает связано с получением различных материальных и нематериальных благ, что не может не влиять на личные качества руководителей. У последних может гипертрофироваться вкус к власти, и тогда происходит обратный процесс: государственная воля трансформируется в личную, государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных видах и интересах. В итоге руководящий работник служит не обществу, а самому себе, его личная воля, ставшая государственной, задает тон последней, направляет ее по нерациональному, неправомерному или даже преступному пути.

Одна из форм присвоения административной власти - злоупотребление ею - когда руководитель использует вверенные ему служебные полномочия для протекционизма, незаконного приобретения различных социальных благ и так далее. Значительно более деформированная форма присвоения государственной воли - демония административной власти. Под последней понимается проявление воли руководителя, стремящегося решить крупные государственные задачи и одновременно преследующего собственные эгоистические цели (жажда большой власти, славы, почестей и так далее).

Наиболее опасное ее проявление - стремление к расширению сфер деятельности, бесконтрольному властвованию. Демония власти толкает руководителя идти дальше возможных пределов, не считаясь с человеческими, материальными и финансовыми издержками, пренебрегая интересами конкретных людей, их субъективными правами.

Многовековой опыт показал, что исполнительная власть по природе своей стремится к независимости и бесконтрольности.

Стремление административной власти стать всеохватывающей, неограниченной, бесконтрольной обусловлено некоторыми факторами. Первый фактор - генезис власти, прогрессивное развитие которой идет по пути разделения, отделения от "единой и неделимой власти" двух других - законодательной и судебной, укрепления последних и расширения их влияния на административную. А она, используя существующие традиции, взгляды, структуры, стремится не уступать своих позиций, освободиться от контроля, превратить его в фикцию, красивый орнамент своего могущества.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты