При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.
Если жалоба с приложенными к ней дополнительными материалами принимается к рассмотрению, судья не выносит по этому поводу отдельного процессуального документа, но в случае отклонения ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления им выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП). В производстве по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях исчисляются сроки по общепринятым правилам. Такие сроки признаются истекшими в 24 часа последнего дня обусловленной (расчетной) даты, не считая выходных и праздничных дней.
3. Особенности рассмотрения жалобы по делам об административном правонарушении
Судьи рассматривают жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях по правилам ст.30.1 - 30.11 КоАП.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях выполняется весь комплекс задач по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств дела (ст.24.1 КоАП). Выполнению этих задач способствует соблюдение правила о том, что суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП). Этому правилу подчиняются действия судьи с момента получения жалобы на всех этапах подготовки ее к рассмотрению.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест[6].
Общие нормы о десятидневном сроке на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и ее рассмотрение не применяются по делам о нарушениях избирательного законодательства и законодательства о референдуме, ответственность за которые предусмотрена ст.5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 КоАП. Ст.30.3, 30.5 КоАП дополнены правовыми нормами, устанавливающими, что по делам указанных категорий сроки подачи жалобы на постановление по делу и срок рассмотрения жалобы составляют пять дней.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления;
в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение[7].
4. Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит отдельный процессуальный документ в форме решения (ч.1, 2 ст.30.7 КоАП). Этот документ должен быть полным, обстоятельным и мотивированным, как и постановление по делу, что предусмотрено ч.2 ст.30.7 и ст.29.10 КоАП.
В соответствии со ст.29.10 в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления[8].
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений.
1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
2. Об изменении постановления. При этом не может быть усилено административное наказание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Такое решение может быть принято в случае:
а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;
б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении;
в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
4. Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:
а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
б) в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
5. Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом[9].
Наряду с этим в результате рассмотрения дела суд вправе оставить постановление без изменения либо изменить его, если не усиливается административное наказание и не ухудшается иным образом положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Кроме того, возможно вынесение определения о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если это установлено при рассмотрении жалобы по существу (ч.3 ст.30.7 КоАП).
В вводной части решения по жалобе необходимо указывать об участниках производства по делу об административном правонарушении, присутствовавших при рассмотрении жалобы.
Выполняя требование о соблюдении правил КоАП в части мотивировки решения по жалобе в соответствии со ст.29.10 КоАП, в описательно-мотивировочной части решения по жалобе надо отражать: факт совершения административного правонарушения и доказанность вины в его совершении лица, в отношении которого вынесено обжалованное постановление; наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств либо оснований для прекращения производства по делу; соразмерность назначенного административного наказания степени тяжести, общественной опасности административного правонарушения и данным о личности правонарушителя.
Решение вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы или об отказе в этом должно быть зафиксировано в описательно-мотивировочной части этого процессуального документа.
Резолютивная часть решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должна быть конкретной и четкой, исключающей различные понимание и толкование. Исполнимости решения по жалобе (особенно в случаях изменения вида и меры административного наказания) призваны способствовать соблюдение правил о немедленном оглашении решения, вручении (или высылке) его копии и доведении его до сведения органа исполнения, а также заинтересованных участников производства (ст.30.8 КоАП).
5. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд[10].
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП.
Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 КоАП, в трехдневный срок со дня вынесения решения[11].
6. Особенности деятельности прокурора на стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (в т.ч. постановление судьи) и последующие решения вышестоящих органов (должностных лиц) по жалобам на такое постановление могут быть в течение 10 суток опротестованы прокурором в порядке, которые установлены ст.30.1 - 30.3 КоАП, и рассматриваются в порядке и сроки, которые предусмотренные ст.30.4 - 30.8 КоАП. О результатах рассмотрения протеста выносится решение, копия которого направляется соответствующему прокурору и заинтересованным участникам производства по делу, указанным в ст.25.1 - 25.5 КоАП (ст.30.10 КоАП).
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором. При этом право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям[12].
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ[13].
Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях, а именно пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Пересмотр постановлений и решений, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий.
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения. Факультативность означает, что ее возникновение связано с усмотрением участников процесса, имеющих право на обжалование и опротестование, в то время как наличие других стадий зависит от вида производства, юридических свойств и видов постановлений и решений по делу. Ни орган, рассмотревший дело, ни вышестоящий орган в порядке контроля не могут по своей инициативе пересмотреть принятое постановление или решение по жалобе (протесту).
Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст.33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти. Реализация этих конституционных норм в законодательстве осуществляется путем создания специальных процессуальных институтов, в том числе института общей и специальной административной жалобы, а также судебного оспаривания незаконных актов государственной власти.
Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл.30 КоАП РФ.
Институт пересмотра дела выполняет в производстве следующие функции:
- обеспечивает реализацию прав участников на защиту от незаконных и необоснованных процессуальных решений;
закрепляет полномочия судебных органов по контролю за административными юрисдикционными актами;
создает условия для реализации полномочий административного (ведомственного) контроля за действиями подчиненных органов и должностных лиц;
обеспечивает пересмотр судебных решений, в том числе в порядке надзора;
обеспечивает осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности органами административной и судебно-административной юрисдикции;
способствует формированию единообразной административно-деликтной юрисдикционной практики.
Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование - когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное - трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.
Список использованной литературы
Официальные документы и нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 - ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ;
3. Постановление Пленума Верховного Суда от 27.12.2007 №52 "о сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях";
4. Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.2003 №1536-7/общ. "Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования".
Учебники, монографии, статьи:
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. - 608 с.
6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007. - 816с.
7. Хазанов С.Д. "Общая характеристика стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях" Журнал российского права, N 10, 2004
[1] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
[3] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
[5]Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[6] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админимтсративное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[7] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
[9] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админимтсративное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[10]Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админимтсративное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
[12] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
[13] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
Страницы: 1, 2