Культура хунну имела сходство со скифо-сарматской культурой.
УСУНИ
Политическая история
История усуней одна из проблем, получивших достойное исследование в общей истории Казахстана древнего периода. Усуньское государство, существовавшее во II в. до н.э. и V в. н.э., было одним из первых государственных образований на территории Казахстана. Среди исследователей мнения о том, на каком языке говорили усуни, расходятся, одни утверждают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, и были ирано-язычными, вторые утверждают что они (усуни) - предки тюрков, и соответственно говорили по-тюркски*(3). Так же ученые спорят о том что усуни- это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, по другой- это те самые юечжи, которых покорили хунны, хотя по другим источникам(Сим-Цянь) утверждается, что усуни были во враждебных отношениях с юечжами. Описание политико-государственной локализации усуней впервые попало на страницы китайских летописей (Ши цзи, Цянь хань шу, Ху хань шу), а затем и других тюркских, монгольских и персидских источников.
Племена Усуней пришли из Центральной Азии, и наследовали земли саков- тиграхауда. Хотя сами саки никуда и не девались, они попросту ассимилировались с усунями. География Усуньского государства была очень обширной. Юрт (территория) усуней охватывал районы от, Или до, Чу и Таласа, от Балхаша до Тянь-Шаня. С востока они граничили с Хуннами, с запада с гос. Кангюй, а на юге с Даванью (Ферганой). Усуни изначально были в зависимости у Хуннов. В 177 году до нашей эры они основали своё собственное государство со столицей Чигучен(город Красной Долины), что находилась на берегу Иссык-Куля. Город был основан еще саками, затем служил ставкой усуньского предводителя. Это был укрепленный город с предместьями. Археологические источники свидетельствуют о том, что усуни достигали государственного уровня. Китайцы его называли – Усунь-го. Посол китайского императора У-ди, князь Чжаньцянь, писал о о том, что владения Усуней насчитывали 630 000 человек, 188 000 воинов. Китайские принцессы становились женами гуньмо, и наоборот. Китайский историк Банк Гу сообщает, "что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж за усуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям", жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Делалось это для того чтобы укрепить связи между этими государствами. Отражая набеги со стороны хуннов, Усуни ищут союзников и находят его в лице могучей Китайской империи. Со временем Китай всё чаще стал вмешиваться во внутренние дела Усуней. Это приводит к росту недовольства среди населения и усилению оппозиции.В 60г. к власти приходит Найби, он опирается полностью на китайцев и их гарнизоны, что приводит в поднятию восстания против него представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но Ожета заставила пойти на компромисс китайская армия. В результате внутренних переворотов в 53 году до н.э. государство Усуней распадается на 2 половины (Малый куньбек, и Великий куньбек ). Ожет получил титул Малого куня и 40 тыс. семей, ставка его была в северной части страны, в Жетысу, со столицей - Чигу. Янгуйби - ставленник Китая получает титул Великого куньбека и 60 тыс. семей. С периода 30-16 года до нашей эры, удалось вновь объединить оба государства в единое целое. Это удалось Силыбию. Однако оно не смогло долго продержаться, в 17 г.д.н.э. против него начал войну Уйжинжан.В дальнейшем, история двух государств Усуней за период в 48 лет насчитывает аж-9 войн, не считая внутренних междоусобиц! После этого государствами управлялись китайскими наместниками. В начале 5 века н.э. имя - усуней, практически уже нигде не фигурирует, однако один из родов старшего жуза современных казахов носит название «уйсын».
3.*Мак-Говери утверждал, что усуни относились к ираноязычным, а Грум-Гримайло - что к тюркоязычным, однако и тот и другой не приводят аргументированных доказательств.
Общественное устройство усуней.
Общество усуней было дифференцировано, в нем имелись и богатые, и бедные люди. Из числа знатных, выбирался вождь – гуньмо, престол передавался по наследству от отца к сыну. Он назначал своих помощников из ближайших родственников. Гуньмо был верховным жрецом и судьёй. Кроме правителя было ещё 8 категорий чиновников. Помощник гуньмо носил титул - дуглу, После него шли военачальники ( их было2-е), помощники их - дарту, и правители уделов(3), кроме них, были и чиновники, которые ведали делами по сбору налогов, исполнением законов и т.д.
В обществе существовала своя армия (дружинники). Основой войска была конница, оружием им служили стрелы и лук, которыми они превосходно владели. В обществе усуней существовало рабство, из числа военнопленных, хотя рабство не было так распространено, но рабы использовались в основном в частной собственности.
Хозяйство и культура усуней
Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю, существовали запретные «царские» земли. Каждый владелец скота метил его своим собственным клеймом, отделяя тем самым свою скотину от чужой. Более богатые люди владели лучшими пастбищами, и большими по поголовью стадами. О том, что всё-таки частная собственность имела место, свидетельствуют найденные печати из глины и камня в захоронениях. Чем выше положение занимал человек, соответственно и печати были из более дорогого материала. Существовала и торговля с Китаем. Они обменивали скот на изделия из шелка, которые носили знатные усуни.
Усуни вели оседлый образ жизни. Они строили свои дома 2-х типов, каменных и кирпичных (из глины смешанной с травой и высушенной на солнце), к этим домам пристраивались и загоны для скота, и другие хоз. пристройки. очаг усуни возводили в центре жилища, возле которого они обогревались, на котором готовили пищу. Одно поселение представляло 4-5 дома, в которых усуни проживали семьями. Во время отгона скота на летние пастбища, они жили в юртах, так как у них было распространено сезонное использование пастбищ. Природные условия позволяли кочевать от одного пастбища к другому.
Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.
Скотоводство играло главную роль в жизни усуней, они разводили лошадей и более мелкий скот (овцы, козы, ослы). В стадах преобладали лошади, были даже высокопородные скакуны. Источник XIX в. Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не "устраивают полей", но "сеют деревья". Отсюда можно предположить о распространении у усуней земледелия.
Особенно развитым было гончарное дело, которым занимались в основном, женщины. В большом количестве изготавливалась посуда, в том числе и ритуальная, а так-же делались различные фигурки из глины. Из глины изготавливались котлы с каменными ручками (хотя, что они с ними могли делать, ведь готовить на них никак нельзя было?)
На плечи женщин ложились и пошив одежды, и ткачество, они же обрабатывали землю для урожая, так как усуни занимались и земледелием. В огородах выращивали овощи, в садах фрукты, высеивали хлеб. Возле домов друвних усуней находили поля с оросительными каналами. Найденные жернова для размола зерна подтверждают это.
Занимались усуни и резьбой по камню, дереву и кости.
Высокоразвитым было у них ювелирное дело, украшения выполнены в зверином стиле, что свидетельствует о влиянии сакской культуры. Так же как и Саки, Усуни видели идею строения вселенной в животных. Птицы символизировали небо, животные - землю, а крылатые кони - солнце. Из золота и драгоценных камней они делали бусы, серьги, украшения на одежду. В тоже время усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, плавили железо, из которого, изготавливали наконечники для стрел, ножи, кинжалы.
Сым-Цянь об усунях: «усуни находятся в 2000 га северо-востоке от Давани (Ферганы) местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ на пастбища. В этом они сходны с хуннами».
Археологические памятники
На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, вытянутых по течению рек.
Большинство курганов имеют диаметр 6—20 и высоту 0,5—1,5 м, состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В усуньских могильниках встречаются и громадные по сравнению с общей массой курганы диаметром 50—80 и высотой 8—12 м. В могилах таких курганов, даже ограбленных, археологи находят большое число украшений из золота — бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.
Ранняя группа могильников относится к III—II вв. до н. э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочками» с севера на юг по 5—6 курганов в каждой.
К следующему периоду (среднему), датируемому исследователями I в. до н. э. — I в. н. э. относятся могильники Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I, Алтын-Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньские могильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех курганов.
И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II, Гур-Кора II, Калкан IV.
Все курганы расположены бессистемно, «цепочек» нет. Могилы грунтовые с подбоем, без деревянных перекрытий.
Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество
обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.
В горных районах Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных ущельях. Одно из них Актас находится на берегу речки Курайлы, неподалеку от села Кегень. Здесь были открыты остатки пяти жилых и хозяйственных построек, стены которых сложены из камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля, которые орошались выведенными из реки арыками.
Заключение
Рассмотрев племена усуней и хуннов можно увидеть что, эти два государства достигали высокого уровня кочевой цивилизации, достигшим государственного уровня общественного устройства. Своеобразной материальной культурой и искусства. Государства, так похожие между собой, и в то же время воюющие. Конечно, степная цивилизация оказала огромное влияние в формировании древних государств, даже в наше время мы используем некоторые элементы культуры древних государств и народностей, населявших территорию современного Казахстана, как символы государства и принадлежности к определённым культурным организациям. Мы должны гордиться и беречь все то, что оставили нам в наследие наши предки. Различные споры о том, к какой языковой группе принадлежали эти народности, кем они являлись, я могу рассматривать как интерес со стороны историков, и возможность как можно больше узнавать об истории, и развитии нашего Казахстана.
Список использованной литературы:
1.Грумм-Гримайло Г.Е.-«Западная Монголия» с.101.
2.Гумилёв Л - «Хунны в Китае. Три века войны Китая со степным народом»1974г.
3.Кан Г.- История Казахстана. изд. Алматы 2000г.
4.История Казахстана - очерк. Алматы 1993г.
5.Сым-Цянь-«Ши цзи. О Хунну»
Страницы: 1, 2