Политическая полиция России в XIX веке

Желавший поступить на службу в Корпус офицер подавал на имя начальника штаба докладную записку с приложением кратких сведений о своей службе. Так как докладные записки подавались через начальников местных жандармских управлений, последние, представляя их в штаб, обязаны были приложить к ним послужные списки, а также сведения о нравственных качествах и способностях офицера, его репутации и отношении к службе. Те офицеры, которые удовлетворяли условиям, требуемым для службы в жандармерии, подвергались экзаменам при штабе Корпуса. Экзаменационная комиссия под председательством начальника штаба Корпуса состояла из генерала или штаб-офицера для особых поручений при главном управлении Корпуса жандармов, чинов штаба и представителей Департамента полиции. Экзамен проходил в два этапа - сначала письменный, состоявший в написании работы на заданную тему, а затем устный, причем комиссия должна была удостовериться в знакомстве офицера с иностранными языками, если о знании их было заявлено при подаче докладной записки. Офицеры, сдавшие экзамен, вносились в список кандидатов на прикомандирование к штабу Корпуса. С появлением вакансий старшие по времени внесения в список кандидатов офицеры, с разрешения командира Корпуса, прикомандировывались к штабу, где проходили специальную подготовку к будущей службе в жандармерии. Затем прикомандированные к штабу офицеры сдавали экзамен по преподававшейся им программе. Те, кто проходил это испытание успешно, назначались командиром корпуса на вакантные должности.

Согласно § 46 Положения 1867 г. к переводу в Корпус жандармов допускались лишь офицеры, "которые окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и прослужили в войсках во фронте не менее пяти лет". Однако со временем срок необходимой выслуги уменьшился до двух лет, а в 1906 г. шеф жандармов Дурново ходатайствовал не только о полной его отмене, но и об отказе от образовательного ценза. В представлении в Военное министерство от 15 июня 1906 г. он писал, что "в настоящее время встречается крайнее затруднение в комплектовании офицерами частей и подразделений Отдельного корпуса жандармов" и что вследствие этого к переводу в корпус нужно допустить всех офицеров независимо от их образования и выслуги в войсках. Тем не менее непрестижность службы в жандармерии приводила к все большему некомплекту в Корпусе, особенно обер-офицеров. Так, в 1916 г. в России насчитывалось 76 губернских жандармских управлений и только в шести из них были заняты должности адъютантов, причем даже в столичных управлениях, где штатами предусматривалось по две должности адъютантов, в Москве вакантными были обе, а в Петербурге одна.

Состав нижних чинов дополнительного штата губернских, областных и уездных жандармских управлений и крепостных жандармских команд комплектовался исключительно унтер-офицерами всех родов войск, принимавшимися на сверхурочную службу в Корпус из запаса армии или отставки. Зачисление на сверхсрочную службу производилось распоряжениями начальников управлений и командиров жандармских дивизионов. О каждом принимавшемся в Корпус унтер-офицере собирались подробные сведения относительно благонадежности, прежнем прохождении службы и личных качествах. В соответствии с § 53 Положения о Корпусе жандармов 1867 г. поступивший на службу унтер-офицер должен был дать подписку о том, что он обязуется прослужить в жандармерии не менее пяти лет.

Объем дисциплинарной власти начальников жандармских частей определялся армейским дисциплинарным уставом. Согласно § 10 Положения о Корпусе жандармов 1867 г. шеф жандармов, а с 1882 г. командир корпуса обладал правами командующего войсками военного округа. Это означало, что в отношении личного состава он имел право: объявлять замечания и выговоры устно или в приказе, подвергать штаб и обер-офицеров аресту домашнему или на гауптвахте до 30 суток, удалять от должности любого чина Корпуса и разрешать увольнение в запас или в отставку. Начальники округов пользовались правами командиров дивизий, что означало право объявления замечаний и выговоров устно или в приказе подведомственным чинам вплоть до генералов и гражданских чиновников соответствующих классов, право ареста штаб-офицеров на 14 и обер-офицеров на 30 суток, право снимать с должностей начальников подведомственных частей и право отказывать в назначениях и представлениях к званиям. Начальники губернских управлений и командиры дивизионов имели права командиров полков и могли объявлять замечания и выговоры устно и в приказе, подвергать аресту штаб-офицеров до трех и обер-офицеров до семи суток и входить с представлением по команде о служебном несоответствии подведомственных им чинов.[4]

Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние и на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, и корпус оказался в нелепом положении, так как не было понятно каким нормативным актом регулируется его деятельность. Эта ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием "Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений". Этот акт вводил жандармерию в число участников у головного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Жандармы были обязаны сообщать в прокуратуру и полицию о всех замеченных преступлениях и проступках, подсудных общим судебным установлениям. В тех случаях, когда до прибытия полиции следы преступления могли уничтожиться, а подозреваемый скрыться, жандармы были обязаны принять меры к сохранению следов и задержанию подозреваемого. Прокурор имел право, с согласия начальника губернского жандармского управления, назначать жандарма для проведения дознания по уголовному преступлению, причем последний в таком случае действовал в полном объеме предоставленных законом прав, не стесняясь присутствием чинов общей полиции.

Специальный раздел Правил 19 мая 1871 г. определял порядок производства дознаний по государственным преступлениям, в ходе которых жандармы имели право совершать ряд следственных действий - осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.

Помимо корпуса жандармов, в состав политической полиции входило и 3-е отделение СЕИВК. Говоря о существовавшем третьем отделении, то оно в своей деятельности оказалось несостоятельным в борьбе с террористами. 24 января 1878 г. Вера Засулич тяжело ранила Санкт-Петербургского обер-полицмейстера Ф.Ф. Трепова; в феврале в Киеве неудачно покушались на товарища прокурора Котляревского; в мае убили главу Одесского ГЖУ Гейкинга.

В поисках эффективных методов борьбы с террористами Александр П созвал в июле 1878 г. Особое совещание из министертва юстиции, помощника министра внутренних дел и начальника 3-го отделения СЕИВК генерала Н.В. Мезенцева. Новый глава политической полиции предложил расширить штат секретных агентов, внедряемых в революционные организации, расширение прав Третьего отделения при проведении расследований и др. Особое совещание поддержало его. Приняли временные правила, давшие жандармам право арестовывать всех подозрительных, а при наличии «достаточных» оснований, уведомив министра юстиции, отправлять арестованных в ссылку.

Но это оказалось безрезультатно: 4 августа 1878 г. Сергей Кравчинский убил шефа жандармов Н.В. Мезенцева, а 2 апреля 1879 г. Александр Соловьев возле Зимнего дворца трижды неудачно стрелял из револьвера в императора (который успешно бежал от нападавшего зигзагами, как его учили).

Испуганный третьим покушением государь указом от 5 апреля разделил Россию в европейской части на 6 временных генерал-губернаторств. Губернаторам разрешили предавать военным судам всех заподозренных в терроризме.

Однако меры ничего не дали: в ноябре при возвращении императора из Ливадии в столицу железной дорогой народовольцы подготовили 3 мины (одна оказалась не нужна, вторая не сработала, третья взорвала поезд сопровождения), а 5 февраля 1880 г. Степан Халтурин организовал взрыв в Зимнем Дворце.

Новое покушение вызвало 8 февраля сбор императором совещания, результатом которого стал указ 12 февраля «Об учреждении в Санкт-Петербурге Верховной Распорядительной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» для объединения усилий в борьбе с терроризмом. Председателем комиссии стал граф М.Т. Лорис-Меликов. Любые его требования подлежали немедленному исполнению всеми лицами и ведомствами. Он считал необходимым выработать систему мер для нормализации положения в стране и успокоения общества.[5]

В конце февраля Лорис-Меликов опубликовал обращение «К жителям столицы» с просьбой о поддержке общества. Позже он подает императору доклад о необходимости объединения всех полицейских властей. Александр II подписал указы о подчинении 3-го отделения СЕИВК и ОКЖ Верховной комиссии. В итоге ревизий Верховная комиссия предложила объединить все ОВД в МВД.

6 августа по указу «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфов» 3-е Отделение упразднили, его функции, ОКЖ и секретные розыскные отделения передали Департаменту государственной полиции (его глава одновременно стал и товарищем (заместителем) министра). Ф.М. Лурье считает, что все сотрудники 3-го Отделения перешли на работу в Департамент. Другие исследователи напротив полагают, что большую их часть уволили с пенсиями, и только немногих зачислили в новый Департамент. Формирование личного состава Департамента затянулось. Старые кадры не подходили по опыту да и были военными. Лорис-Меликов стремился к тому, чтобы Департамент состоял из «законников» (гражданских с юридической подготовкой). В Департамент государственной полиции входило 3 делопроизводства:

1-е распорядительное (общеполицейские дела и личный состав полиции), 2-е законодательное (органы политики и разработка проектов нормативных актов - положений, инструкций, циркуляров) и 3-е секретное (политический сыск) и справочная часть с коллекциями фотографий и нелегальных изданий, доставшиеся от 3-го Отделения. Лорис-Меликов стал министром внутренних дел. После реорганизации 1880 г. МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи.

1 ноября 1880 г. распоряжением Лорис-Меликова в Москве открыли второе в стране охранное отделение — «Секретно-розыскное отделение при канцелярии Московского обер-полицмейстера». Одним из его руководителей стал С.В. Зубатов.

По докладу Лорис-Меликова «О полном слиянии высшего заведования полицией в одно учреждение - Министерство внутренних дел» в ноябре 1880 г. император подчинил Департамент полиции исполнительной (общие полицейские силы) Департаменту государственной полиции. По ст. 362 «Учреждения Министерства» новый Департамент обязали заниматься: 1) предупреждением и пресечением преступлений, охраной общественной безопасности и порядка; 2) делами о государственных преступлениях; 3) организацией и наблюдением за деятельностью полицейских учреждений; 4) охраной государственных границ и пограничных сообщений; 5) выдачей паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам, высылкой иностранцев из России; 6) наблюдением за всеми видами культурно-просветительной деятельности и утверждение уставов различных обществ. Департамент более 35 лет изменялся, набирался качества и опыта.

17 августа народовольцы опоздали со взрывом мины под мостом с государем, но об этом полиция и жандармы не узнали.

Несмотря на все усилия правоохранительных органов, 1 марта 1881 г. народовольцы убили Александра II (девятое на его жизнь покушение). Первую бомбу метнул Н. Рысаков, повредив карету и заставив выйти государя из экипажа. И.И. Гриневицкий бросил вторую бомбу, погибнув сам и смертельно ранив Александра II.


Заключение


Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что за период XIX века политическая полиция получила существенное развитие. Но эффективноесть ее деятельности находилась на очень низком уровне. Причин неэффективности полиции конца XIX века было множество. Главной же из них, на наш взгляд, были недостатки в оперативно-розыскной деятельности, а точнее — ее негибкость и даже косность. Дело в том, что во второй половине XIX в. полиция продолжала искать врагов государства вблизи трона, прямо прозевав этап революционного движения, на котором в борьбу с самодержавием включились разночинцы. Образно говоря, агентурные сети были расставлены слишком высоко, и дичь проскальзывала под ними. Девять 9 покушений на императора, теракты в отношении других крупных чиновников наглядно демонстрировали несостоятельность правоохранительных сил России в борьбе с революционным терроризмом.


Список использованных источников


1. Голикова Н.Б. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. - М: «Норма», 1991.

2. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.

3. Курицин В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит», 1998.

4. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.


[1] Голикова Н.Б. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. - М: «Норма», 1991.с. 76

[2] Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. – 41 с.

[3] Курицин В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит», 1998. с. 45

[4] Там же. с. 51

[5] Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. с. 90


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты