4.2 Форма правления.
Форма правления - система формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти.
Согласно конституции, разработанной представителями основных политических партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании, но допускается некоторая региональная автономия.
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и переходит, как правило, по наследству. То, что формой правления является монархия можно определить по следующим признакам:
Ø Власть передается по наследству;
Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии.
Ø Власть осуществляется бессрочно;
Ø Власть не зависит от населения;
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
Ø Имеет место признак разделение властей;
Ø Монарх “царствует, но не правит”;
В отличие от других европейских монархов, не только "представительное лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими полномочиями.
Ø Правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства;
Ø Парвительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
Ø Правовое положение монарха существенно ограничено.
4.3 Тип политического режима.
Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. Имеется немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии: референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни. Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала плюралистская структура прежде централизованного государства. Среди признаков демократического режима также можно выделить:
Ø Население учавствует в формировании и осуществлении государственной власти;
Ø Во всех сферах общественной жизни господствует закон;
Ø Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную исполнительную и судебную;
Ø Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; и пр.
5. Форма избирательной системы.
В Испании смешанная избирательная система (сочетание мажоритарной и пропорцианальной систем).
Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста. Парламент — Генеральные кортесы — включает две палаты: Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального представительства. Обе палаты избираются путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400 депутатов, в настоящее время — 350. Каждая из 50 провинций, как минимум представлена двумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые 175 тыс. жителей. Города Сеута и Мелилья представлены одним депутатом в нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых Королем. Каждая провинция избирает по 4 сенатора. Каждый остров или группа островов составляют также один избирательный округ. Большие Канарские острова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а другие острова — по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора. Автономные сообщества
посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными собраниями сообществ.
Численность муниципальных советов зависит от числа проживающих на их территории жителей (до 250 — 5 , от 250 до 1000 — 7 и т.д.). Их члены избираются и по пропорциональной и по мажоритарной избирательным системам, в зависимости от характера коммуны.
Непосредственное участие избирателей в государственной жизни на национальном и более низких уровнях признается основным законом и другими актами Испании. На национальном уровне возможно проведение конституционного референдума.
Назначение референдума осуществляется Королем по предложению председателя правительства и при существовании первоначальной инициативы, исходящей от Конгресса депутатов. Кроме того, органический закон 1980 г., регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительное условие – инициатива Конгресса должна быть одобрена абсолютным большинством его членов.
В целом, же институт непосредственного участия граждан Испании в осуществлении государственной власти введен весьма ограниченно, и практика его применения не получила широкого распространения.
6. Основные политические партии (правящая, оппозиция).
Кратко:
С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (Partido Popular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).
Подробнее:
Общенациональные партии, пережившие период диктатуры Франко, – Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многие члены этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанская фаланга (позднее – «Национальное движение») прекратила свое существование со смертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до сих пор участвуют в политической жизни страны.
В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро обещал легализовать деятельность политических организаций. Первой из них стал Союз демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе с Адольфо Суаресом Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суареса премьер-министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическую партию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всех политических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (в результате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11 партий или коалиций, а выборов 1996 – 15).
После проведения первых выборов в 1977 ведущей партией стал СДЦ. Это была правоцентристская партия, представлявшая средний класс и включавшая некоторых политиков и чиновников режима Франко. СДЦ победил также на национальных выборах в 1979, но на выборах 1982 потерял большинство мест в парламенте, поскольку не смог справиться с быстрым ростом безработицы и терроризмом. Попытка государственного переворота в феврале 1981 также ослабила позиции СДЦ.
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) была основана в 1879 и являлась крупной партией во времена Второй республики, но была запрещена при Франко. После 1975 она быстро выросла под руководством Фелипе Гонсалеса Маркеса и превратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП занимала второе место по числу голосов на выборах 1977 и 1979 и одержала победу на местных выборах в 1979 в крупных центрах страны, включая Мадрид и Барселону. Получив абсолютное большинство мест в обеих палатах Кортесов, в 1982 ИСРП стала правящей партией Испании. Она победила на выборах в 1986, 1989, но в 1993 ей пришлось войти в коалицию с региональной каталонской партией Конвергенция и Союз, чтобы сформировать правительство. ИСРП на досрочных парламентских выборах в марте 1996 осталась в меньшинстве.
Народная Партия (НП; до 1989 – Народный альянс) занимает консервативные позиции. В течение многих лет ею руководил бывший франкистский министр Мануэль Фрага Ирибарне. После перехода руководства НП в руки Хосе Марии Аснара возрос авторитет этой партии среди молодежи. В 1993 она получила 141 (ИСРП – 150), а в марте 1996 – 156 мест (ИСРП – 141) и стала правящей.
Начиная с выборов 1993 на третье место по значимости среди партий Испании вышла коалиция Объединенные левые (ОЛ), которой руководят коммунисты. На выборах 1993 ОЛ получили 18 мест, а на выборах 1996 – 21 место. Коммунистическая партия Испании (КПИ), созданная в 1920, в течение 52 лет находилась в подполье и была легализована в 1977. КПИ пользуется значительным влиянием в профсоюзной конфедерации Рабочие комиссии, самой массовой в стране.
Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине 1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы. Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне, Галисии и на Канарских Островах.
7. Тип государства.
Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного механизма. Тип государства можно определять по нескольким факторам:
Ø С точки зрения уровня социально – экономического развития новая индустриальная страна
Ø С точки зрения способа организации высшей власти – монархия.
Ø С точки зрения государственного устройства – Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией.
Ø С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти – демократия.
Ø С точки зрения двух глобальных этапов развития государственности – конституционное.
8. Тип политической системы и его характеристика.
Политическая система – это универсальная управляющая системаобщества, которая регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
К основным типологиям можно отнести:
Ø Типология по характеру взаимодействия с внешней средой: система Испании относится к открытым политическим системам (когда политические системы обмениваются ресурсами со внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны);
Ø Типология по политическому режиму – демократическая политическая система;
Ø Классификация по классовому признаку, то есть интересы какого класса представляет политическая система – социалистическая;
Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, а также многие личные права.
Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы, прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.
Ø Классификация Г. Алмонда по типу политической культуры – европейско-континентальная модель;
Для нее характерно сосуществование старых и новых культур
Ø Ж. Блондель классифицирует политические системы по содержанию и формам управления, Испания относится к либеральным демократиям (ориентируется в принятии решений на ценности индивидуализма, свободы и собственности).
Список литературы:
1. Страны мира. Справочник. М.:1999г.
2. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
3. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.
4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.
5. Учебные пособия по курсу “Политология”.