Политические основы общества

Политические основы общества

План


Введение

1. Общая характеристика политических основ

2. Политические основы в конституциях демократических стран

2.1 Народовластие

2.2 Общественные объединения

2.3 Органы местного самоуправления

Заключение

Литература


Введение


Теория государства и права выделяет четыре общественные сферы: социальную, экономическую, духовную и политическую. Существуют объективные пределы конституционного регулирования, вмешательства государства в эти сферы. Излишнее регламентация отношений, возникающих в этих сферах, может препятствовать общественному развитию, вести к тоталитаризму. В большинстве зарубежных конституций речь идет лишь о некоторых основах общественного строя, которые закрепляются в главах, посвященных принципам политики.

Цель данного реферата – рассмотреть политические основы общественного строя зарубежных стран, составить целостное представление о данном понятии, рассмотреть особенности политических основ в государствах с различными политическими режимами.

Ориентируясь на поставленные цели, можно выделить следующие задачи:

·                    Рассмотреть конституции некоторых зарубежных стран;

·                    Выделить, какие политические основы закреплены в этих конституциях;

·                    Дать характеристику основным политическим основам общественного строя зарубежных стран;

·                    Изучить учебную литературу, в которой раскрывается данный вопрос;

·                    Сделать вывод по результатам работы.


1. Общая характеристика политических основ


Политические отношения лежат в основе любой Конституции. Все Конституции начинаются с того, кому принадлежит власть. В зависимости от типа государства, в конституциях закрепляются принципы демократического либо антидемократического режимов, поэтому вопрос о политических основах общественного строя следует рассматривать, исходя из того, какой режим существует в государстве.

В конституциях демократических стран закрепляются следующие политические основы:

·                   многопартийность, причем разрешаются партии политической оппозиции;

·                   действует несколько центров принятия решений;

·                   признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства;

·                   провозглашен и реализуется принцип юридического равенства;

·                   признаны и осуществляются идеи социального, правового, светского государства и законности;

·                   существует идеологический плюрализм;

·                   метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений.

Словом, в такой системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система в «открытом» обществе, и различные слои населения, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, решения своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рычагов власти осуществляется путем свободных выборов[1].

При авторитарной системе основные принципы демократии могут и не отрицаться, хотя в действительности они сведены к минимуму. Эти принципы распространены только на небольшую часть общества. Итак, странам с авторитарным режимом характерны следующие политические основы общественного строя:

·                   Разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций;

·                   Отсутствует политическая оппозиция;

·                   Разделения властей, несмотря законодательное закрепление, в действительности не существует;

·                   Права человека и гражданина во многом ущемляются;

·                   При формировании государственных органов доминирует принцип назначаемости;

·                   Выборы зачастую фальсифицируются;

·                   Существует официальная идеология, которая закреплена в Конституции;

·                   Нарушается принцип светского государства (например, в ст.29 Конституции Индонезии закреплено, что «Государство основывается на вере в единого бога[2]»).

·                   Основным методом решения противоречий является насилие.

Таким образом, при данной системе существуют лишь незначительные элементы демократии, да и то в текстах конституций, а не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытая система. Оппозиция фактически исключена их нее, ей трудно организовать мирное давление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а на массовые выступления государственная власть отвечает жестокими расправами. Но какие-то элементы оппозиции все же могут допускаться[3].

При тоталитарной системе плюрализм полностью отсутствует (в ст.5 Конституции Кубы закреплено, что «Коммунистическая партия Кубы — организованный марксистско-ленинский авангард рабочего класса — является высшей руководящей силой общества и государства, которая организует направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства социализма и движение к коммунистическому обществу[4]»). Создается единая организация, связывающая воедино государство, правящую партию и другие партии, если они разрешены. Центром принятия всех важных решений является верхушка правящей партии. Чиркин отмечает, что в некоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной или тоталитарно-племенной системы запрещаются все партии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный тоталитаризм.

Общественные организации существуют для осуществления целей партии, а государство – для их реализации. Господствует идея единства власти. Бывает, что основные права человека и гражданина непосредственно ограничиваются законом. Фактически господствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами: для избрания предлагаются кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитаризма существует обязательная идеология, ее критика не разрешается и влечет за собой наказание.

Таким образом, можно сказать, что различным политическим системам характерны свои политические основы общественного строя. В данном реферате более подробно будут рассмотрены те основы, которые свойственны демократическому режиму.


2. Политические основы в конституциях демократических стран

2.1 Народовластие


«Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и учреждаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки[5]» - так гласит преамбула Конституции США. Фактически, здесь закреплено, что именно народ – единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно служить народу, а не народ государству.

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам (ст.3 Конституции Франции закрепляет: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума[6]»). Однако, Конституция, закрепляя власть народа, одновременно и ограничивает ее. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства.

Одной из важнейших средств прямой, непосредственной демократии является референдум. Референдум – голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение[7]. Это решение имеет силу закона.

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Проведение референдума требует полной гласности, объективной информации о различных мнениях, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума (вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов) и его последствий.

Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума принадлежит Президенту, а так же может принадлежать  Правительству (ст.10). В Италии для проведения общегосударственного референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии и Швейцарии – 50 тыс., в Бразилии – подписи 1% общего числа избирателей. В Венгрии с такой инициативой могут выступить так же 50 депутатов парламента, в Италии – группа органов местного самоуправления – 5 из 20 областных совета[8]. Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур референдума (ст. 60 Конституции Франции: «Конституционный совет следит за правильностью проведения референдума»). Если необходимые условия соблюдены, решение принимает парламент или президент.

Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство их них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты