Политика государства и бизнеса в отношении инвалидов и пенсионеров
Введение
Одной из главных социальных проблем в любой стране является положение пенсионеров. Отношение к пенсионерам – важный показатель социальности того или иного государства. Российская Федерация объявила в Конституции себя социальным государством. Однако положение российских пенсионеров в настоящее время далеко от благополучного. В результате либеральных экономических реформ на рубеже XX-XXI вв. они оказались на обочине государственного внимания, один на один со своими немалыми проблемами.
Ситуация неадаптированности инвалидов наблюдается в настоящий момент во Франции. Несмотря на наличие в языке самого понятия, уровень проработанности данной проблемы отличается от других европейских стран. Именно поэтому особый интерес представляет социально-лингвистический дискурс в политических кругах по поводу употребления политически корректной терминологии, а также интересен процесс закрепления терминологии в законодательстве страны.
Социальный анализ феномена инвалидности в различных обществах
Еще в далеком 2000 году Винсeнт Ассант (участник секции, посвященной вопросам создания достойных условий жизни, Совета по социальным и экономическим делам) поставил вопрос об употреблении термина «человек, находящийся в затруднительной ситуации» (« personne en situation de handicap »). «Затруднительная ситуация» создается в результате двух факторов. С одной стороны, человек ограничен в возможностях в силу своего недостатка (физического или ментального), с другой – в силу барьеров, возникающих в окружающей его среде (физической, культурной, социальной). Данного рода ограничения приводят к «затруднительным ситуациям», непреодолимым из-за особенностей человека и являющимся дискриминацией. Тем самым, данный пример показывает, что во Франции происходит разработка терминологической базы совершенно на другом уровне, чем в России, что отражает новый уровень осмысления социальной значимости для общества феномена инвалидности.
Официальное закрепление осмысленной обществом терминологии происходит с принятием законопроектов. Интересно сравнить определения термина «наличие ограниченности возможностей» в двух законах: «Федеральный Закон Гессена об уравнении людей с физическими недостатками» (20.12.2004, Германия) и Закон № 2005-102 «Равенство прав и возможностей» (11.02.2005, Франция). По немецкому закону, человек имеет физический недостаток (die Behinderung), если его «физическая функция, умственная способность или психическое здоровье с высокой вероятностью отличается по сроку более чем 6 месяцев, от состояния, типичного для возраста человека, что препятствует его участию в жизни общества». По французскому закону, «ограниченность возможностей» - это «ограничения активности или участия в жизни общества, испытываемые человеком в окружающей его среде по причине существенного и продолжительного ухудшения одной или нескольких функций (физической, чувственной, ментальной, познавательной или психической)». Можно обратить внимание, что немецкое определение носит медицинский характер, в нем указываются временной, возрастной аспекты. Французское определение более абстрактное, акцент делается больше на социальной важности феномена, что также свидетельствует о происходящем переосмыслении французского общества проблемы социальной инвалидности.
В разных обществах в обыденном языке по-разному употребляется термин «ограниченность возможностей» («behinderte», «handicapped», «handicape»). Как отмечает Ханс-Гюнстер Хайден в своей статье «Факты лежат на столе» (Hans-Gunster Heiden «Die Fakten liegen auf dem Tisch», 1996), разные общества в разные исторические и социоэкономические фазы закрепляют разные термины для обозначения членов общества, которые физически, духовно или душевно отличаются от других членов. В истории Европы в понятие ограниченности возможностей включали, например, «дураков», «уродов», «слабоумных» и т.д. Постепенно, с развитием в передовых странах социального сектора, с появлением в обществах чувства солидарности, данное понятие теряло негативный окрас. И сегодня его употребляют для обозначения «людей с физическими недостатками». В связи с этим можно говорить, что на определенных стадиях общества во многих странах, в том числе и в России, сохраняются негативные общественные реакции на людей с ограниченными возможностями. Широкое употребление термина «les handicapes» во Франции началось в последние десять лет, еще несколько десятков лет назад самыми распространенными выражениями являлись – немощные (infirmes), слепые (aveugles), слабоумные (debiles). Следовательно, можно говорить о происходящем развитии французского языка и французского общества. В других же обществах, которые более длительное время занимались созданием политики по адаптации инвалидов, дискриминирующие факты были заменены мероприятиями по интеграции, что нашло соответствующее отражение в языке.
Таким образом, лингвистический анализ показывает, что в разных языках существует разное обозначение феномена наличия у человека физических недостатков. Присутствие или отсутствие в языке необходимых понятий, способы их употребления, смысл, который в них вкладывается, свидетельствуют о стадии, на которой находится та или иная страна в осмыслении и решении этой проблемы. Конечно, в формировании терминологической базы в языке играют огромную роль особенности самого языка. Русский и французский языки способствуют созданию более длинных и абстрактных понятий, в то время как немецкий язык помогает специализировать социальные феномены. Однако, отсутствие самого термина «ограниченность возможностями» в русском языке не может быть объяснено особенностями языка и указывает на более глубокие - социальный, публичный, государственный, ментальный - уровни проблемы.
Социальное обеспечение пенсионеров: опыт Израиля и России
Средний размер пенсий в России менее 4 тыс. рублей. Соотношение средней пенсии к средней зарплате россиян в 2007 г. составило около 25%, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 40%. Ухудшилось социальное обеспечение, медицинское обслуживание пенсионеров. Для изменения общего бедственного положения российских пенсионеров необходимы не разовые индексации, приуроченные, как правило, к федеральным выборам, а полноценная, эффективная пенсионная реформа, включающая в себя вопросы социального обеспечения пенсионеров. Для ее разработки и реализации важно учесть опыт пенсионного реформирования и социального обеспечения в других странах, например, в Израиле.
Основы современной израильской системы социального обеспечения пенсионеров были заложены еще в 1953 г. принятием первого закона о национальном страховании. Социальная защита пенсионеров в Израиле обеспечивается, прежде всего, двумя видами социального страхования.
Первый вид социального страхования включает программы пенсионного страхования и страхования на случаи инвалидности, оговоренные в трудовых соглашениях. Эти программы являются составной частью социальных прав работников и осуществляются в основном страховыми и пенсионными фондами Хистадрута (основной профсоюзной организации Израиля), а частично - пенсионными кассами или через пенсионные программы предприятий. В этом случае работодатель открывает наемному работнику определенную пенсионную программу или страховку («битуах менаалим»). Данные программы финансируются главным образом за счет взносов самих застрахованных, а в случае наемных работников - также взносов работодателей и дают право работнику на получение пенсии по старости.
Другой вид социального страхования - это пособия, выплачиваемые Службой национального страхования («Битуах леуми») - государственным учреждением при Министерстве труда и социального обеспечения Израиля. Деятельность Службы национального страхования финансируется за счет обязательных взносов работодателей, наемных работников, частных предпринимателей, а также за счет отчислений из государственного бюджета. Данная организация была создана, прежде всего, с целью обеспечения средствами существования тех жителей Израиля, которые по независящим от них причинам лишены возможности зарабатывать на жизнь, а также для осуществления выплат различных временных или постоянных пособий в соответствии с Законом о национальном страховании. Национальное страхование в Израиле является обязательным и распространяется на всех граждан, за исключением домохозяек (замужних женщин, занимающихся исключительно домашним хозяйством). Каждый гражданин, начиная с 18-летнего возраста, обязан платить взносы национального и медицинского страхования в Службу национального страхования. Отчисления страховых взносов в Службу национального страхования дают застрахованным право на получение большинства страховых пособий (пособия при рождении ребенка, пособия на детей, пособия по безработице и т.д.), в том числе и общего пособия по старости («кицват-зикна»). Таким образом, страхование людей в рамках Службы национального страхования гарантирует гражданам Израиля постоянный ежемесячный доход по достижении пенсионного возраста. В некоторых случаях право на пособие по старости имеют и женщины-домохозяйки.
Общее пособие по старости, выплачиваемое Службой национального страхования, не зависит от получения пенсии по старости, выплачиваемой из пенсионной кассы, и от наличия какой-либо собственности или недвижимости. Пособие по старости привязано к среднестатистической среднемесячной заработной плате по стране и корректируется, как правило, один - два раза в год.
Если получающий пособие по старости не имеет других дополнительных доходов либо имеет доход, не превышающий определенную сумму, он имеет право претендовать на социальную надбавку к пособию по старости. Супружеской паре пенсионного возраста социальная надбавка выплачивается одна на семью. Интересно отметить, что наличие машины в семье лишает пенсионера-одиночку или супружескую пару пенсионного возраста права получения социальной надбавки. Также на получение социальной надбавки ограничения накладывают денежные сбережения на банковском счету в объеме, превышающем четыре среднестатистические среднемесячные зарплаты по стране. Наличие другой какой-либо собственности или недвижимости не влияет на получение надбавки.
Однако существуют условия, при которых пенсионер может лишиться пособия по старости от Службы национального страхования. Так, к примеру, выезжающий за границу пенсионер лишается социальной надбавки и пособия по старости, если не вернется в Израиль через три месяца. Получение же пенсии по старости, выплачиваемой из пенсионных фондов или касс, не зависит от срока пребывания за границей.
Существующая система национального страхования в Израиле позволяет оказывать помощь и тем гражданам, кто не застрахован по Закону о национальном страховании. Лицам (за исключением замужних женщин, живущих со своими супругами), которым было 60 лет и более на день получения статуса нового репатрианта, выплачивается социальное пособие по старости, размер которого сопоставим с размером общего пособия по старости.
Вместе с тем деятельность Службы национального страхования имеет многогранный характер и охватывает все группы пожилых людей. В большинстве отделений Службы национального страхования существуют центры консультационных услуг, призванные оказывать помощь пожилым и больным людям пенсионного возраста в виде консультаций, моральной поддержки, разъяснений существующих правил и положений, решения каких-либо проблем с национальным страхованием и т.д. Помимо этого пенсионеры могут получить здесь помощь в поиске работы, информацию о домах престарелых, проконсультироваться с психологом на личные темы. Как правило, в таких центрах работают добровольцы, которые оказывают помощь одиноким пожилым и больным пенсионерам в ведении домашнего хозяйства - стирка, доставка готовой пищи, установка экстренной сигнализации и т.п.
Страницы: 1, 2