Политико-правовые основы Всеобщей Декларации прав человека

Политико-правовые основы Всеобщей Декларации прав человека

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Сибайский филиал Института права

Кафедра конституционного и гражданского права



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Тема: Политико-правовые основы

Всеобщей Декларации прав человека


Выполнил

Студент V курса дневного отделения

Иванов Иван Иванович



 

 





Уфа – 2004

 


Оглавление:


Оглавление: 1

Введение. 3

1. Декларация и оптимальная модель взаимоотношения государства и личности. 6

1.1 Международно-правовой контроль в области защиты прав. 6

1.2 Классификация прав и свобод человека. 10

2. Предпосылки и история создания Всеобщей Декларации прав человека  20

2.1 Формирование концепции прав человека. 20

2.1.1 Разработка концепции прав человека в ходе принятия Всеобщей декларации прав человека. 26

2.1.2 Концепция прав и свобод человека. 34

2.1.3 Эволюция концепции прав и свобод человека. 38

2.1.3 Запретительный и разрешительный принципы и Всеобщая Декларация прав человека с точки зрения выпускника ВУЗа. 45

2.2 Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации. 50

2.3 Полемические размышления об универсальности прав человека  54

Заключение. 63

Использованная литература. 68


Введение


В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. О правах человека охотно толкуют даже те, кто их постоянно нарушает.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена консолидированная воля свыше 200 государств планеты, убедительно продемонстрировано полувековой практикой его действия.


XX век привнес много нового в жизнь народов. Это не только достижения в сфере научно-технического прогресса, постоянно вторгающиеся в производственную деятельность, повседневную жизнь людей, сказывающиеся на ней как благотворно, так и в виде экологических проблем, новых видов и систем оружия, способных уничтожить мировую цивилизацию и т.д. Это так же в большой мере связанные с НТП перемены в социальном, политическом, духовном развитии человечества, характере взаимоотношений между государствами.

Тысячелетиями мыслители - от Платона и Аристотеля до Маркса - пытались уяснить внутреннюю логику истории и на этой основе избавить человечество от тех или иных проблем, облагодетельствовать людей своими проектами совершенного, как они считали, общественного устройства. Однако умозрительные модели оставались утопиями, мало влиявшими на реальности мира, такие, как социальное неравенство, войны, насилие, принуждение. Все это было объективной реальностью, которую можно было обличать, но невозможно изменить.

Ситуация начала меняться именно в XX в. В ходе первой и второй мировых войн ведущие государства Европы смогли добиться невозможного, с точки зрения предшествующих воззрений, - в течение нескольких лет они содержали многомиллионные армии, снабжая их во все возрастающих количествах оружием и боеприпасами. Опыт этой войны показал, что государство может быть эффективным инструментом мобилизации общества на решение сверхзадач. Еще в конце XIX в. появились первые массовые или же организованные по военному принципу политические партии, способные превращаться в руках их лидеров в инструмент овладения мощью государства. Наконец, с развитием средств массовой информации появился постоянно совершенствующийся рычаг воздействия на сознание и поведение людей. Успехи социальной психологии, появление методик мониторинга общественного мнения резко повысили эффективность использования средств массовой информации, организации политических кампаний.

Пророки новой эры, начавшие перекраивать живую ткань истории, меняя уклад жизни народов сообразно своим представлениям о справедливом общественном устройстве или национальных интересах тех или иных государств, такие, как Ленин и Сталин, Гитлер и Муссолини, принесли величайшие бедствия человечеству.

Оказалось, очень легко разрушить здание общественной жизни, создававшееся веками, уничтожить или сломить сомневающихся в мудрости "фюреров" и "отцов народов", развязать войны, унесшие жизнь миллионов людей. Несложно оказалось и "перераспределить" общественное богатство, продукт труда многих поколений, с тем, чтобы удовлетворить абстрактным идеалам справедливости, или же вознаградить особо преданных вождям и их идеям. Значительно сложнее оказалось создать на основе этих идей работоспособный социальный организм, эффективную экономику, довести "эксперимент" до логического завершения, придав ему глобальный, планетарный масштаб.

Не все народы были соблазнены обещаниями пророков, знающих якобы пути построения счастливой жизни. Методы социальной инженерии применялись всюду, но в ряде стран - взвешенно и осторожно с учетом интересов и стремлений большинства населения, возможностей материальной базы общества. Им удалось сгладить возникающие противоречия, в том числе в социальной сфере, обеспечить повышение уровня жизни людей со значительно меньшими издержками. Далеко не случайно, что эти страны были демократическими. Основные принципы демократической организации общества - выборность лидеров, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, разграничение компетенции центральных и местных органов власти, политическая культура уважения интересов и взглядов меньшинства, наличие политической оппозиции и плюрализма мнений - ограничивали возможности социальных экспериментов. Именно демократическим обществам удалось остаться в рамках стабильного эволюционного развития, сохранить и умножить накопленный веками материальный и человеческий капитал, соединенный с ценностями социального прогресса.

Конечно, основной выбор в пользу того или иного варианта развития общества осуществлялся и реализовывался на национальной арене отдельных государств. В то же время в XX в., который был столетием не только социальной инженерии, но и глобализации, интернационализации жизни народов, последствия этого выбора приобретали непосредственно мировое значение.

Особую остроту противоборству придавала, углубившаяся взаимозависимость народов и государств. Возросла целостность мирового рынка, причем в условиях НТР роль и место каждого государства, его авторитет и престиж стали определяться способностью найти свое место в международном разделении труда, возможностью, не дублируя научно-технические достижения других народов, адаптировать их к своим условиям и внести оригинальный вклад в мировое развитие. Экологические последствия промышленного, технологического развития приобрели глобальный характер, их игнорирование стало угрозой дальнейшего существования цивилизации. Совершенствование военной техники сделало войны, даже локальные и ограниченные, разрушительными не только для отдельных регионов, но и для всей биосферы. При возросшей "плотности" и динамичности международных контактов и связей, нашедшей наиболее полное выражение в интеграционных процессах, любые частные, внутригосударственные события, кризисы, конфликты немедленно сказываются на других народах.

Впервые в мировой истории возникла необходимость во имя сохранения жизни на Земле, выживания цивилизации искать пути упорядочения развития человечества в целом. Это подразумевает прежде всего исключение насилия в практике международных отношений, ориентацию на компромиссное решение любых спорных вопросов; проведение международным сообществом согласованной политики по смягчению остроты наиболее сложных, конфликтных проблем, чреватых нарушением мира и международной безопасности; осуществление мер, обеспечивающих стабильность мировой экономики в целом, экологизацию ее последующего развития. Иначе говоря, от модели мира, основанной на балансах военных сил, равновесии страха, противоборстве, необходимо перейти к модели "позитивного мира", т.е. мира, основанного на общих целях, стремлениях, идеалах, признающего и разделяющего, хотя бы в основном, фундаментальные общие ценности.


Декларация и оптимальная модель взаимоотношения государства и личности


При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это — непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».



Международно-правовой контроль в области защиты прав


Одним из важнейших вопросов теории и практики государственного строительства является вопрос взаимоотношения государства и гражданина – обеспеченности прав и свобод личности. Наличие или отсутствие основных прав и свобод человека и гражданина служит наиболее ярким индикатором состояния и уровня развития гражданского общества и правовой государственности.

Современную систему защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

Система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты