Полномочия главы государства в системе государственного управления

В руководстве Президента подчиненными органами государственного управления имеются определенные границы. Например, президент не может решать вопросы, отнесенные к компетенции подчиненных. В противном случае это было бы не руководство, а подмена подчиненных.

Составной частью руководства является подчинение руководимых воле, требованиям Президента. Подчинение свидетельствует о том, что руководитель занимает более высокое положение по отношению к руководимым [5,с.299-298].

Президент имеет право отменять акты Совета Министров по любым основаниям [11,п.25 ст.84], председательствовать на его заседаниях [11,п.15 ст.84], определять структуру, назначать на должность и освобождать от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимать решение об отставке Правительства или его членов [5,п.7 ст.84]. Кроме того, Правительство подотчетно Президенту по вопросам всей своей деятельности. Подотчетность — это обязанность Правительства отчитываться перед Президентом, докладывать ему о своих действиях, результатах работы. Подотчетность представляет собой форму или один из видов контроля.

Таким образом, руководимые находятся в определенной зависимости от Президента, а зависимость определяется подчиненностью.

Функция руководства занимает существенное место в деятельности Президента Республики Беларусь.

Контрольная функциональная группа включает полномочия Президента Республики Беларусь, связанные с контролем в сфере государственного управления.

Функция контроля реализуется Президентом как непосредственно, так и через образуемые им органы государственного управления.

Непосредственно Президент осуществляет контроль в форме заслушивания отчетов, а также при выезде на места и ознакомлении с работой той или иной организации (органа государственного управления).

Второй вид контроля Президент осуществляет в первую очередь через Комитет государственного контроля, Администрацию Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности. Каждый из названных государственных органов имеет право давать собственную оценку по результатам контроля, информировать об этом Президента или передавать ему для рассмотрения материалы контроля со своими выводами[7,с.301].

Полномочия Президента по осуществлению контроля в сфере государственного управления установлены Конституцией, Законом «О Президенте Республики Беларусь» и другими законодательными актами.

Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина [5,ст.79]. Следовательно, он должен иметь информацию о соблюдении указанных прав и свобод. Названная информация может быть получена разными путями, в том числе и в процессе осуществления контроля. В этой связи в Законе «О Президенте Республики Беларусь» целесообразнее было бы записать, что «Президент осуществляет контроль по всем вопросам своей деятельности».

Мотивационная функциональная группа включает полномочия Президента Республики Беларусь, связанные с поощрением и порицаем в процессе государственного управления. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. ”О Государственных наградах Республики Беларусь” звание "Герой Беларуси", ордена, медали и почетные звания устанавливаются Национальным собранием Республики Беларусь [8].

Положения о государственных наградах утверждаются Национальным собранием Республики Беларусь, а образцы, описание орденов, медалей, нагрудных знаков к почетным званиям, порядок представления к наградам, другие правила и документы - Президентом Республики Беларусь. Например, Указ Президента Республики Беларусь от 18.08.1995 №315 «Об утверждении Положения о порядке представления к награждению государственными наградами Республики Беларусь и образца удостоверения к государственным наградам» описывает процедуру представления к награждению государственными наградами[10].

Функциональная группа, включающая полномочия, связанные с принятием решений в процессе государственного управления Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях, устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; Президент вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь за заключением о соответствии нормативных правовых актов, международных договоров, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь; назначает республиканские референдумы по собственной инициативе; направляет в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносит предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагает поправки к внесенным законопроектам, осуществляет помилование осужденных; в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок [5,ст.84].

Коммуникативная функциональная группа, включает полномочия Президента Республики Беларусь, связанные с получением и распространением информации в процессе государственного управления. Президент вправе запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан, направлять в средства массовой информации тексты для опубликования. Президенту предоставляется время для выступления по республиканскому радио и телевидению. По требованию Президента ему должно быть предоставлено время, не предусмотренное в программах радио и телевидения, Президент обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.

Функциональная группа, включающая полномочия, связанные с прогнозированием и планированием в процессе государственного управления. Президент обладает полномочиями и по реализации функций прогнозирования и планирования, которые он использует достаточно часто. Например, Указом от 14 мая 1998 г. № 246 утверждена концепция и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг.

Президент обладает особыми полномочиями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Он вправе вводить на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в случаях стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства [5,п.22 ст.84]. Президент может вводить на территории Республики Беларусь военное положение, объявлять полную или частичную мобилизацию в случае военной угрозы или нападения [5,п.29 ст.84]. Такие решения должны быть в трехдневный срок внесены на утверждение Совета Республики.

Таким образом, Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями по осуществлению разнообразных функций.


2.1 Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере

Президент как реальный Глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере.

Новая редакция Конституции не содержит прямого указания на то, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти. Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структурами. В этом кроется и его потенциал как субъекта нормотворчества. Кроме того Президент Республики Беларусь уполномочен согласовывать проекты практически всех правовых актов, законов и постановлений Совета Министров, а также иных актов по его запросу.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента — декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.

Определение нормативности акта Президента имеет огромное значение. Во-первых, правильный выбор формы акта (например, указа или распоряжения) влияет на его легитимность; во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта[1,с.638].

В Конституции и Законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона [6] .Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на: издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов -декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

По мнению автора, необходимо определить, в каких случаях должна избираться та или иная форма акта Президента - декрета, указа, распоряжения. Предоставление полномочия издания декретов в принципе вполне объяснимо. Оно позволяет действовать оперативно, когда Парламент по каким-то причинам не может столь же быстро реагировать на ситуацию. Было бы полезно практиковать издание декретов после запроса мнения Правительства, высших органов судебной власти. Нельзя забывать и о том, что передача Парламентом части своих полномочий Президенту является ограничением прав Национального собрания. Часто это может быть обусловлено и нежеланием Президента, чтобы Парламент занимался законодательной деятельностью в той или иной сфере. В то же время довод об оперативности принятия Президентом декретов может быть решающим.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты