Значительное место в деятельности Совета Безопасности занимает решение проблем постконфликтного строительства в Северо-Кавказском регионе. В результате принятых мер Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации, функционируют государственные и общественные институты, принята Конституция Республики. Решаются задачи восстановления ее социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовке Стратегии развития информационного общества в России.
Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.
Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.
Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.
Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.
В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.
Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.
Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений. Так, в рамках научного совета подготовлен Прогноз развития Российской Федерации в перспективе на 10 – 15 лет.
Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.
Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.
Таким образом, можно сделать вывод. Совет Безопасности является одним из главных органов, который разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности. Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента в соответствующих сферах предполагает существование при Президенте специального конституционного совещательного органа – Совета Безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в настоящее время приобретают особую остроту и актуальность, когда пересматриваются взаимоотношения личности, общества и государства, соотношение между правами, обязанностями и ответственностью граждан.
Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается в интересах народа, отвечает требованиям всех слоев общества, наций и народностей.
В своей работе я постаралась раскрыть понятия сущности общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Главная сущность общественного порядка в том, что это социально-правовая среда, урегулированная нормами права и морали, складывающаяся в отношениях между людьми в местах массового скопления. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При соотношении общественного порядка, правопорядка и общественной безопасности можно сделать вывод о том, что общественный порядок охватывает среди них более узкую сферу общественных отношений.
Компетенции государственных органов в области охраны общественного порядка и безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией обладает оно и его должностные лица. В работе были рассмотрены полномочия Президента и Совета Безопасности РФ.
Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в бое готовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны
Президент Российской Федерации издает указы по вопросам, относящимся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности.
Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Подводя итоги, с учетом всего сказанного в моей работе, я хотела бы выделить несколько самых важных, на мой взгляд, моментов. На сегодняшний день в руках Президента сосредоточены важнейшие функции по управлению страной, в том числе полномочия по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. В помощь ему функционирует Совет Безопасности РФ.
На мой взгляд, следует доработать существующее законодательство в данной сфере, вывести легальное понятие «общественного порядка», принять отдельный Федеральный Закон о Совете Безопасности, вести межгосударственное сотрудничество по вопросам безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008г.) //Российская газета.-1993.-25 дек.; 2008.-31 дек.
2. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
3. О Правительстве РФ: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) // Собрание законодательства РФ.–1997.–№ 51.–Ст. 5712.
4. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ.–2001.–№ 23.–Ст. 2277.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2010)//Российская газета.-2001.- № 256.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства РФ.-1996.-№25.-Ст. 2954.
7. О безопасности: закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 15.
8. Об обороне: федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.05.2010) // Российская газета.-1996.-№ 106.
9. Вопросы Федеральной службы безопасности РФ : указ Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 // Российская газета.–2003.–№161.
10. Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации : указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 21.10.2008) //Собрание законодательства РФ.-2004.-№24.-Ст. 2392.
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 N 53 Российская газета.-2009.-№ 88.
12. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник Под ред. А. П. Коренева. М., 2003.
13. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.Административное право:Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. 816 с.
14. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов- М.: Эксмо,2007.-448с.
15. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства её обеспечения. М.: Щит-М, 1998.
16. Сапожников, А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности.: Автореферат диссертации -М.,2006. -18 с.
17. Якунин Д. В. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: учеб. пособие / Д.В. Якунин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2008. 253 с.
18. Андреев Г.В. Безопасность России в свете событий минувшего века // Право и безопасность.-2008.-№ 4.
19. Зарубин В. И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства Журнал российского права.-2001.-№ 8.-С. 27.
20. Мельников В.И. О правовом статусе Совета Безопасности Российской Федерации // Право и безопасность.-2009.-№ 1(30).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Состав Совета Безопасности Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2008 г. № 836, с изменениями согласно указов Президента Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 859, от 26 июня 2008 г. № 999, от 3 января 2009 г. № 3, от 2 июня 2009 г. № 612, от 6 февраля 2010 г. № 149, от 20 сентября 2010 г. № 1143 и от 7 ноября 2010 г. № 1382
Председатель Совета Безопасности Российской Федерации
Президент Российской Федерации
Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации
БОРТНИКОВ Александр Васильевич
директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Министр иностранных дел Российской Федерации
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
Министр внутренних дел Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Министр обороны Российской Федерации
директор Службы внешней разведки Российской Федерации
Члены Совета Безопасности Российской Федерации
ВИННИЧЕНКО Николай Александрович
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
КОНОВАЛОВ Александр Владимирович
Министр юстиции Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации
президент Российской академии наук
ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
ПРОНИЧЕВ Владимир Егорович
первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы ФСБ России
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
мэр Москвы
ТОЛОКОНСКИЙ Виктор Александрович
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
ХЛОПОНИН Александр Геннадиевич
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо Кавказском федеральном округе
Генеральный прокурор Российской Федерации