По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.
Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.
Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране.
При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:
а) система минимального представительства;
б) система первоочередной пропорциональности.
При системе минимального представительства процесс распределения мандатов состоит из следующих элементов:
а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно депутатское место;
б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натуральное частное путем деления поданных голосов на число оставшихся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столько мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в количестве голосов, поданных за партию;
в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения мандатов посредством натурального частного).
Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий:
а) ректифицированного частного - ректифицированным частным является результат, полученный от деления поданных по полиноминальному округу голосов на число подлежащих замещению депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укладывается один или два раза, передаются соответствующие ей депутатские мандаты;
б) частного от суммирования остаточных голосов - число голосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полученное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:
в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.
Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.
Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.
Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?
Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).
Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.
Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.
Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.
Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.
Но есть одно из наиболее ценных качеств, присущих большинству этих вариаций, - возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же, это лишает политические партии монополии на право выдвижения кандидатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть различных политических блоков.
Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.
Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.
Изучение положительных и отрицательных черт основных разновидностей избирательных систем, используемых в мировой практике, позволит составить более объективное представление об эффективности институтов непосредственной демократии в современной России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
3. Федеральный Закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
4. Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
5. Федеральный Закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления") (в последней ред. ФЗ от 12.07.06 № 107-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.
6. Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН//Российская газета. 1995. 5 апреля.
Научная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – 769с.
2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 2000. – 819с.
3. Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России//Конституционное и муниципальное право. 2007. – № 23. – С. 18-21.
4. Борисов И.Б., Заславский С. Партии на выборах. – М.: Европа, 2007. – 126с.
5. Борисов И.Б. Гамма демократии: современная пропорциональная избирательная система Российской Федерации. – М.: Европа, 2007. – 29с.
6. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации//Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 47-57.
7. Габричидзе Б.Н. Конституционное право России: учебник для вузов. – М.: Дашков и Кº, 2004. – 1121с.
8. Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Чернявский А.Г. Основы органов государственной власти России: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити, 2008. – 349с.
9. Глущенко П.П. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2006. – 170с.
10. Голубок С.А. Конституционное право России: учебное издание. М.: РИОР, 2008. – 161с.
11. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. – 542с.
12. Избирательное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Под ред. К.К. Гасанова, А.С. Прудникова. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007. – 415с.
13. Избирательные системы и наблюдение за выборами: краткий обзор./Фонд Фридриха Науманна, Московское бюро. – М.: Комплекс-Прогресс, 1995. – 80с.
14. Карапетян Л.М. Когда воля «партии власти» становится выше Конституции//Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 5. – С. 25-27.
15. Карапетян Л.М. Партии, национальный лидер: политические и конституционно-правовые размышления//Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 8. – С. 7-13.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект. 2008. – 603с.
17. Лейкман Э., Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. – М.: Изд. Иностр. Лит., 1958. – 366с.
18. Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 867с.
19. Нудненко П.В. К вопросу об определении понятия избирательной системы//Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 5. – С. 23-27.
20. Нудненко П.В. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов на пропорциональных выборах//Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 12. – С. 7-8.
21. Нунденко Л.А. Практикум по конституционному праву Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Проспект. ТК Велби, 2008. – 574с.
22. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 447с.
23. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 567с.
[1] Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН//Российская газета. 1995. 5 апреля. Ст. 21, п. 3.
[2] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 193.
[3] Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 2000. – С. 205.
[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 213.
[5] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 214.
[6] Лейкман Э., Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. – М.: Изд. Иностр. Лит., 1958. – С. 45.
[7] Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171. Ст. 77.
[8] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 215-216.
[9] Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 2000. – С. 209.
[10] Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 2000. – С..207.
1 Лейкман Э., Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. – М.: Изд. Иностр. Лит., 1958. – С. 62.
[11] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 224.
[12] Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации//Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 51.