Понятие и правовой статус общественных объединений

Нарушения в деятельности общественной организации, ее реорганизация и ликвидация


В настоящее время все чаще ряд общественных объединений нарушают предписания законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Эти нарушения, как правило, выражаются в том, что они не информируют орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения[17].

С учетом сложившейся судебной практики, а также рекомендаций Минюста России, при невыполнении общественными объединениями вышеназванного требования, управлениями юстиции по субъектам Российской Федерации готовятся соответствующие иски о ликвидации данных общественных объединений[18].

В настоящее время, по-прежнему, остается актуальной проблема использования рядом общественных объединений государственной символики на печатях, бланках, удостоверениях своих объединений и т.п.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда или общего собрания. События последних лет наглядно продемонстрировали необходимость создания административно-правового механизма для более жесткого и оперативного пресечения любых форм экстремистской или иной незаконной деятельности со стороны общественных объединений[19].

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению съезда (конференции), а также по решению суда в случае грубого нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, а также неоднократного и грубого нарушения Конституции РФ и законодательства Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность[20].

 

Контроль и надзор за общественными объединениями


Государство практически никогда не упускало из поля своего воздействия общественные объединения. В различные исторические периоды сфера такого воздействия была различна. Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют различные органы государственной власти. У каждого органа государственной власти имеется своя компетенция в исследуемой сфере государственного управления. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Полномочия органов прокуратуры в сфере осуществления надзора за деятельностью общественных объединений закреплены не только в законодательстве об общественных объединениях, но и в Законе РФ "О прокуратуре"[21].

Так, Закон "О прокуратуре" предоставляет органам прокуратуры широкие полномочия, которые реализуются ими в различных сферах государственного управления, в том числе и в ходе осуществления органами прокуратуры надзора за деятельностью общественных объединений. Прокурор вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт; выносить представление об устранении нарушений закона, принимать решение о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, а также выносить предостережение о недопустимости нарушений закона. Закон об общественных объединениях наделяет органы прокуратуры дополнительными полномочиями по осуществлению надзора за их деятельностью. Прокуратура наряду с органами юстиции может направлять заявления в суд о приостановлении деятельности общественных объединений.

В этом случае приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, такому общественному объединению запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, а также штрафов.

Одной из эффективных форм контроля за деятельностью общественных объединений является обязанность общественных объединений ежегодно информировать орган, принимающий решение о регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме органов Минюста России, контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют финансовые органы, органы, осуществляющие экологический, пожарный и санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и другие.


Заключение


Рассмотрение законодательства об общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время достаточно последовательно определены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, а также достаточно четко определена процедура государственной регистрации общественных объединений.

Следует констатировать, что российское государство нуждается в интересе и участии граждан в управлении делами общества, в энергичных гражданских организациях, которые способны решительно вмешиваться в процесс принятия управленческих решений, если посчитают, что какой-нибудь акт или действие (бездействие) государственного органа не соответствует интересам общества. Недостаточная социальная активность общественных объединений является наиболее значимой проблемой для жизнедеятельности нашего общества. Данное обстоятельство обусловлено тем, что общественные объединения являются важной составной частью правового государства, выступают связующим элементом между государством и личностью, а также одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований.


Список основных нормативных источников и литературы


1.                 Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25.12.1993. - № 237.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 13.05.2008 // СЗ РФ. - 1994. - N 32. - ст.3301.

3.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 16.05.2009) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч.1), ст.1.

4.                 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 в ред. от 17.07.2009 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 47. - Ст.4472.

5.                 Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ // Российская газета, № 100, 25.05.1995.

6.                 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ в ред. от 13.05.2008 "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст.145.

7.                 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст.3340.

8.                 Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст.148.

9.                 Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ в ред. от 26.04.2007 "О политических партиях" // Российская газета. - № 133, 14.07.2001.

10.            Административное право / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2007.

11.            Бахрах Д.Н. Административное право / Под общ. ред. Ю.Н. Старилова - М.: А-Приор, 2008.

12.            Жане А.А. Ликвидация юридического лица. // Право и экономика, 2006. - № 4.

13.            Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право, 2006. - № 12.

14.            Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2008.

15.            Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. - М.: Изд-во ЮРИСТ, 2008.

16.            Кожевников О.А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики // Екатеринбург Изд-во РГППУ, 2007.

17.            Кожевников О.А. Ликвидация некоммерческих организаций в РФ: проблемы правового регулирования // Цивилист 2008. - № 1.

18.            Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного суда РФ с комментариями. М., Проспект, 2008.

19.            Фатов И. С "Правоохранительные общественные объединения в становлении гражданского общества России" // М., "Государственная власть и местное самоуправление". - 2008. - №5.

20.            Фатов И.С. "Общественные объединения в становлении гражданского общества России" // "Бизнес в законе". - 2008. - №1.


[1] См.: Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право, 2006. - № 12. – С. 29.

[2] См.: Фатов И.С «Правоохранительные общественные объединения в становлении гражданского общества России» // М., «Государственная власть и местное самоуправление». - 2008. - №5. – С. 27.

[3] См.: Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в системе таможенной службы // Административное и муниципальное право, 2009. - № 4. – С. 41.

[4] См.: Бахрах Д.Н. Административное право/ Под общ. ред. Ю.Н. Старилова - М.: А-Приор, 2008. – С. 229.

[5] См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ // Российская газета, № 100, 25.05.1995.

[6] См. например: Административное право/ Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2007. – С. 314.

[7] См.: Фатов И.С. «Общественные объединения в становлении гражданского общества России» // «Бизнес в законе». - 2008. - №1. – С. 43.

[8] См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ в ред. от 13.05.2008 «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.

[9] См.: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3340.

[10] См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148.

[11] См.: Административное право / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2007. – С. 318.

[12] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ в ред. от 03.06.2009 N 121-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

[13] См.: Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право, 2006. - № 12. – С. 31.

[14] См.: Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. - М.: Изд-во ЮРИСТ, 2008. – С. 189.

[15] См.: Бахрах Д.Н. Административное право / Под общ. ред. Ю.Н. Старилова - М.: А-Приор, 2008. – С. 231.

[16] См.: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ в ред. от 26.04.2007 «О политических партиях» // Российская газета. - № 133, 14.07.2001.

[17] См.: Кожевников О. А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики // Екатеринбург Изд-во РГППУ, 2007. – С. 62.

[18] См.: Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2008. - № 1. – С. 35.

[19] См.: Кожевников О. А. Ликвидация некоммерческих организаций в РФ: проблемы правового регулирования // Цивилист 2008. № 1.

[20] См.: Жане А. А. Ликвидация юридического лица. // Право и экономика, 2006. - № 4.

[21] См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года N 2202-1 в ред. от 17.07.2009 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 47. - Ст. 4472.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты