В литературе высказано мнение, что вину по конституционному праву нельзя рассматривать только через категории ее психических форм (умысел и неосторожность). Предлагается на первое место поставить такие социально-политические критерии, как политические убеждения, интересы дела и т.п. Однако перечисленные критерии ближе к политической, нежели к конституционно-правовой ответственности. Думается, что умысел, а тем более неосторожность (в ее формах: легкомыслие - если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий; небрежность - если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия) полностью соответствуют природе конституционно-правовой ответственности, и она не нуждается во введении каких-либо иных критериев, не имеющих к тому же четкого правового определения[18].
Сложным является вопрос о вине применительно к коллективной конституционно-правовой ответственности. Например, в случае отставки Правительства не учитывается степень вины конкретного члена Правительства. Меры ответственности применяются к правительству как к «цельному организму, обладающему определенной конституционно-правовой компетенцией».
Состав конституционно-правового деликта зачастую не имеет полной формулировки в законодательстве. Отдельные его элементы выводятся только путем толкования. Кроме того, конституционно-правовые деликты разбросаны по различным правовым актам, некодифицированы и несистематизированы. Такое положение недопустимо и ограничивает возможности применения конституционно-правовой ответственности.
Субъекты конституционно-правовой ответственности. Круг субъектов конституционно-правовой ответственности как ответственности за ненадлежащее осуществление публичной власти ограничен. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Однако для того, чтобы лицо могло нести конституционно-правовую ответственность, оно должно обладать деликтоспособностью, т.е. способностью нести ответственность за свои действия.
Деликтоспособность должностных лиц начинается с момента их вступления в должность (с начала срока полномочий) и заканчивается моментом прекращения полномочий. Деликтоспособность коллегиальных субъектов - органов публичной власти, определяется моментом их создания, однако привлечение к конституционно-правовой ответственности должностных лиц как членов коллективного органа также возможно только в отношении уже вступивших в должность лиц.
Государство является своего рода абстракцией. Даже в случае привлечения государства к гражданско-правовой ответственности за нарушение прав граждан и причинение им материального и морального вреда, ответчиком в суде выступает Министерство финансов РФ. Представляют государство и выражают его волю вовне ряд конкретных органов власти и должностных лиц. Именно они и могут подвергаться конституционно-правовой ответственности, но не само государство.
Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, однако сразу следует оговориться, что возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности и меры ответственности субъектов Федерации обязательно должны быть закреплены в Конституции. Конституция РФ 1993г. не предусматривает ни одной из перечисленных мер (кроме отмены решения органов власти, что, как мы полагаем, не является мерой ответственности), а следовательно, не закрепляет возможности привлечь субъект РФ к конституционно-правовой ответственности. Введение чрезвычайного положения также не относится в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» к мерам ответственности субъекта РФ. После устранения причин, послуживших основанием для его введения, в субъекте РФ восстанавливается деятельность органов государственной власти субъекта (если она была приостановлена), продолжается дальнейшее нормальное функционирование всех органов власти, общественных объединений, предприятий и учреждений. Субъект РФ, как территориальное образование, не несет каких-либо негативных последствий. К ответственности могут быть привлечены отдельные физические и юридические лица, общественные объединения, но не субъект Федерации.
Таким образом, можно констатировать, что круг субъектов конституционно-правовой ответственности не совпадает с кругом субъектов конституционного права и строго ограничен в законодательстве РФ.
Особого рассмотрения требует вопрос о субъектах, правомочных применять меры конституционно-правовой ответственности, а в отдельных случаях владеющих правом возбуждать этот вопрос либо иным образом (например, посредством дачи заключений) участвующих в процедуре реализации конституционно-правовой ответственности. К числу таких органов и должностных лиц в России относятся: Президент РФ, главы органов исполнительной власти (высшие должностные лица) субъектов Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд, собрание (сход) избирателей, избиратели конкретного избирательного округа. Таким образом, целый ряд органов и должностных лиц могут выступать одновременно и как субъект, привлекаемый к конституционно-правовой ответственности, и как субъект, привлекающий к конституционно-правовой ответственности[19].
Опыт зарубежных государств убеждает в том, что для эффективной реализации конституционно-правовой ответственности необходимо либо создание специального органа, правомочного привлекать иные органы и должностных лиц к конституционно-правовой ответственности (например, Государственный Трибунал в Польше), либо активное участие в процессе привлечения к ответственности Конституционного Суда. Действующая Конституция РФ ограничивает возможности развития конституционно-правовой ответственности, поскольку не предусматривает ни возможности создания специального органа, ни каких-либо серьезных полномочий Конституционного Суда в этой области. Представляется необходимым усиление роли Конституционного Суда путем предоставления ему, например, права рассматривать вопросы о конституционности политических партий, о наличии в действиях должностных лиц состава конституционного деликта.
Конституционно-правовые санкции. Конституционно-правовые санкции являются необходимым атрибутом конституционно-правовой ответственности. Санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к субъекту конституционно-правовой ответственности.
Представляется, что понятие санкции конституционно-правовой ответственности неразрывно связано с понятием санкции, разрабатываемым в общей теории права применительно к любому виду ответственности. Содержание санкции правовых норм связывается в юридической науке, как правило, с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, мерами государственного принуждения, ущемлениями материального или имущественного характера.
В настоящее время санкциями конституционно-правовой ответственности являются[20]:
- предупреждение, выносимое главе органа исполнительной власти (высшему должностному лицу), законодательному (представительному) органу власти субъекта РФ либо главе муниципального образования, представительному органу местного самоуправления;
- отзыв депутата законодательного (представительного) органа;
- досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации;
- отставка Правительства РФ, отставка органа исполнительного власти субъекта РФ;
- отставка главы органа исполнительной власти (высшего должностного лица) субъекта РФ или главы муниципального образования;
- роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо представительного органа муниципального образования;
- отрешение от должности Президента РФ
- отставка Генерального прокурора РФ.
Некоторые ученые предлагают ввести такую меру конституционно-правовой ответственности, как временное приостановление Президентом полномочий высших должностных лиц и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и временное отстранение от должности высших должностных лиц субъектов.
Большинство санкций индивидуальны для каждого вида ответственности, исключением являются только штраф и арест, выступающие одновременно санкциями уголовной и административной ответственности (для штрафа еще и гражданско-правовой). Санкции конституционно-правовой ответственности также свойственны только ей и не применяются (за некоторыми исключениями) в иных видах ответственности.
В качестве одного из видов конституционно-правовых санкций в литературе рассматривается лишение орденов, медалей и почетных званий. В настоящее время эта мера также предусмотрена среди уголовно-правовых санкций (ст. 48 Уголовного кодекса РФ - лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград).
Как видно из приведенного выше перечня, все санкции, кроме предупреждения, носят радикальный характер и предусматривают прекращение полномочий виновного лица. Иногда это не совсем целесообразно. Введение таких санкций, как общественное порицание, понуждение к исполнению обязанности, приостановление полномочий, лишение права занимать определенные должности, более широкое использование предупреждения, способствовало бы большей гибкости санкций конституционно-правовой ответственности, большему соответствию их принципам целесообразности и гуманизма ответственности.
Таким образом, содержание конституционной ответственности в Российской Федерации составляют основания ответственности, субъекты, меры ответственности, процедура и порядок применения ответственности. Конституционная ответственность наступает за совершенный конституционный деликт, который в свою очередь для наступления ответственности должен обладать признаками деликта: наказуемостью, виновностью, общественной опасностью и противоправностью.
право норма конституционная ответственность
Заключение
Итак, проанализировав учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:
1. Конституционная ответственность является одним из видов юридической ответственности в Российской Федерации
2. Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.
3. Конституционная ответственность имеет свои отличительные черты: устанавливается конституционно-правовыми нормами, ее основания отличаются от других видов юридической ответственности, имеет широкий круг уполномоченных к применению санкций субъектов, отсутствует единая процедурная форма ее применения. Кроме того, конституционно-правовая ответственность характеризуется специальным субъектом правонарушения. Им может быть только орган или должностное лицо, на которого Конституцией РФ возложены функции осуществления публичной власти.
4. Конституционная ответственность проявляется в форме конституционного деликта. Конституционная ответственность наступает за совершенный конституционный деликт, который в свою очередь для наступления ответственности должен обладать признаками деликта: наказуемостью, виновностью, общественной опасностью и противоправностью.
5. Содержание конституционной ответственности в Российской Федерации составляют основания ответственности, субъекты, меры ответственности, процедура и порядок применения ответственности.
СИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// Российская газета от 25 декабря 1993г. №6
Научная и учебная литература
1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник/ А.Б. Венгеров- М.: Омега-Л, 2007.
2. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
3. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982.
4. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. М: 2001
5. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
6. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
Периодические издания
1. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности В.А. Виноградов, "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г.
2. Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации // Известия вузов. Правоведение. 2006. N 5.
3. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1.
4. Барабашев Г.В. Ответственность органов управления перед Советами // Советское государство и право. 1981. N 5.
5. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.
6. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. N 2;
7. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7.
8. Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. 2001. N 12.
9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник/ А.Б. Венгеров- М.: Омега-Л, 2007.
10. Усенко Ю.Н. Юридическая ответственность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 8.
[1] Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации // Известия вузов. Правоведение. 2006. N 5
[2] Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. С. 43 - 44.
[3] Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности (В.А. Виноградов, "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г.)
[4] Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1. С. 36.
Позитивную направленность конституционно-правовой ответственности поддерживают и другие авторы. См. также: Барабашев Г.В. Ответственность органов управления перед Советами // Советское государство и право. 1981. N 5.
[5] Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982. С. 148
[6] Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10. С. 17-18.
[7]Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. N 2; Она же. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
[8] Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7. С. 41
[9] Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности (В.А. Виноградов, "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г.)
[10] В случае установления подкупа избирателей уполномоченным представителем кандидата или зарегистрированного кандидата в отношении последних могут быть применены отказ в регистрации и отмена регистрации соответственно (СЗ РФ. 1999. N 26)
[11] Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. 2001. N 12. С. 54-62.
[12] Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник/ А.Б. Венгеров- М.: Омега-Л, 2007.- с. 211.
[13] Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник/ А.Б. Венгеров- М.: Омега-Л, 2007.- с. 212
[14] Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности В.А. Виноградов, "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г., ст. 23
[15] Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. М: 2001, С. 87.
[16] См., напр. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 382-383.
[17] #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С. 23.
[19] Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С. 35.
[20] Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С. 41.