Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации
Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2. Приобретение и прекращение гражданства
2.1 Приобретение гражданства
2.2 Прекращение гражданства
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Введение
Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленные Конституцией РФ и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства.
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство»[1]. Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции Российской Федерации.
Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству после низложения монархии.
Исходные начала, посвященные гражданству, помещены в гл. 1 Конституции РФ. В соответствии с ними гражданство можно рассматривать как одну из характеристик или предпосылок не только статуса личности в стране, но и нашего конституционного строя в целом. При этом Конституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства, детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации»[2], принятом взамен одноименного Закона Российской Федерации 1991 года. Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.
Гражданство как понятие может иметь несколько значений: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.
Исследованию гражданства посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян, Л.Д. Воеводин, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов и других государствоведов. В этих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному. Основные усилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовыми явлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право, а с другой - наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этого правового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечет за собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Вместе взятые, данные направления обеспечивают всесторонний подход к пониманию этого сложного юридического явления и, безусловно, являются серьезным достижением нашей конституционно-правовой науки.
Тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания.
На сегодняшний день, при наличии значительного количества исследований посвященных проблемам института гражданства, определение самого понятия «гражданства», раскрытие его содержания и особенностей носят дискуссионный характер.
К сожалению, в отечественной науке проблема принципов гражданства, принципов законодательного регулирования отношений гражданства не получила всесторонней разработки. Перечень принципов гражданства у различных авторов не учитывает в полной мере практику международно-правового и современного национально-правового регулирования отношений гражданства.
Отсутствие общепризнанной позиции по данному вопросу, а также изменения, произошедшие в законодательстве, касающемся гражданства, оставляют поле для дальнейших исследований.
Принципы гражданства не остаются неизменными, они развиваются, наполняются новым содержанием, формируются новые принципы, например, в условиях правопреемства государств, что отвечает потребностям построения свободного гражданского общества, демократических правовых государств в посткоммунистических странах, целям уважения достоинства личности, основных прав и свобод человека.
Целью настоящей работы является изучение понятия и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать существующие в науке конституционного права определения понятия «гражданство»;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- исследовать основные принципы российского гражданства;
- рассмотреть основные способы приобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству.
Правовую базу исследования составляют:
- Конституция РФ[3];
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»[4];
- другие нормативные правовые акты.
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
Понятие гражданства в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так, М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»[5].
Схожей позиции придерживается М.Б. Смоленский, полагающий, что «гражданство – это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий»[6]. При этом структурное построение определения понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства; связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями[7].
А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны особые свойства[8].
Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности.
Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе.
В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами.
В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина.
В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство.
В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения.
В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы.
В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления.
В-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства[9].
С.Г. Сергеев утверждает, что «гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»[10].
Следует отметить, что большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в которой сказано гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[11].
Традиционного отмечают три основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт[12].
В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случае вооруженных конфликтов, войн. Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремиться к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, поданные. Любое государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.