Понятие и сущность предмета таможенного права

Комплексные юридические науки – науки, которые исследуют как правовые, так и иные методы и средства анализа юридических явлений и процессов. К таким комплексным юридическим наукам можно отнести криминалистику, криминологию, информационное право и др. (они тоже находят применение в таможенной сфере).

Прикладные юридические науки – науки, обслуживающие различные сферы юридической деятельности в определенных аспектах, включая таможенную. К ним можно отнести судебную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.

Приведенная классификация наук, изучающих разные аспекты права, государства и деятельности механизмов правового регулирования, в определенной мере носит условный характер. Она позволяет показать место таможенного права в системе отраслевых юридических наук и установить, что все юридические науки, соединяясь, образуют некий замкнутый круг правового воздействия на общественные отношения, контур функционирования разработанных норм права с использованием информации.

Таможенное право, несмотря на то, что определенное количество его норм находится и применяется в других отраслевых науках, широко использует эти нормы в ходе правового воздействия на таможенные отношения и одновременно является формирующейся отраслевой юридической наукой. Как самостоятельная отрасль знаний таможенное право, широко использует общесоциальный подход к нормам права, суть которого состоит в том, что он позволяет как бы соединить в рамках общей модели разнообразные явления – право, регулирование таможенных отношений, правосознание сотрудников таможен, правоохранительную деятельность, таможенный и валютный контроль и другие и подвести их под своеобразный общий знаменатель – правовое регулирование таможенного дела. Это позволяет в теории таможенного права создать довольно стройную модель таможенно-правовой системы, увидеть ранее неизвестные связи и закономерности, а на практике рассчитывать в будущем оптимальный режим функционирования таможенного законодательства[19].

Все сказанное, естественно, роднит, но не сводит, как уже отмечалось, таможенное право к сущности и проблематике административного, финансового и налогового права. Это все же разные области научного знания и исследования. Например, было показано, что административное право изучает совокупность административных норм, регулирующих сферу административной деятельности, и оно касается только отдельных проблем таможенно-правового регулирования общественных отношений (скажем, административный статус работников таможенных органов, виды административной ответственности и др.). Финансовое право исследует комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, функций в каждый данный период развития (скажем, взаимоотношения таможенных органов в связи с направлением денежных средств в бюджет). Предметом налогового права являются имущественные отношения, возникающие между плательщиками налогов и сборов и государственными налоговыми органами. Сущность этих отношений проявляется в том, что в соответствии с налоговым законодательством у налогоплательщика изымается в государственный бюджет определенная часть имущества в денежной форме.

Однако, названные отрасли права близки по предмету и особенностям регулирования к таможенному праву. Это касается в первую очередь административного и финансового права. Возьмем, к примеру, последнее. Как было замечено выше, таможенная пошлина как в таможенном, так и финансовом праве - это вид обязательного платежа, который предназначен для формирования вместе с другими налогами доходной части государственного бюджета. В статье 18 ТК - таможенная пошлина рассматривается как платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза, но ограничится таким формальным отнесением таможенной пошлины к группе налогов было бы не верно. Несмотря на наличие общих проблем, не исключается известная самостоятельность, меняющая объем понятия в зависимости от конъюнктуры. Государство устанавливает налоги и пошлины для собственных нужд, для обеспечения собственной жизнедеятельности. Чтобы четко работал государственный механизм, необходимо содержать штат управленцев. Их заработная плата, а также другие статьи расходной части государственного бюджета определяются реально существующими факторами – потребностями в достаточно надежном прохождении управленческих решений, в прочности государственного механизма вообще, в финансировании ряда отраслей производства и т.п., словом доходная часть бюджета в значительной мере количественно определяет расходную[20]. Можно поставить сейчас вопрос о комплексном, всеохватывающем исследовании норм таможенного права, таможенных правоотношений и механизма правового регулирования таможенного дела в целом не только с точки зрения теории государства и права, таможенного, административного, финансового и налогового права, и о формировании на этой базе единой теории таможенного права и новой комплексной отрасли таможенного законодательства.

Вместе с тем, таможенное право (и не важно, что какие-то его нормы используются в других отраслях права, а оно использует их нормы) рассматривает и изучает лишь свою совокупность юридических норм, актов, законов, приказов, регулирующих таможенные отношения в обществе. При этом данная отрасль права не претендует на «чужие» нормы и не собирается их «забирать» из других отраслевых юридических наук, кодексов и актов. Таможенное право, имея свой собственный кодекс и свои нормативные акты, существует и развивается в тесной связи с последними и способствует совершенствованию отраслевых механизмов правового воздействия на общественные отношения.


Сущность предмета таможенного права


Исходя из выделенной совокупности таможенно-правовых норм и основных аспектов права и государства, в рамках предмета таможенного права можно выделить три класса задач, непосредственно связанных с правовым регулированием таможенных отношений в обществе.

Первый класс - это в значительной степени общие, теоретические задачи: разработка и уточнение предмета, методов и принципов таможенного права; изучение истории правового регулирования таможенных отношений в Белоруссии и в странах СНГ; анализ таможенно-правовых отношений; исследование теоретических проблем перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; теоретическое исследование проблем таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, льгот и т.д.

Второй класс – это в значительной степени конкретные, специальные задачи по анализу определенных актов таможенного законодательства и практике применения последнего. К ним в первую очередь можно отнести практические задачи по освещению порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, по конкретному анализу таможенных режимов, платежей, таможенного и валютного контроля, таможенных льгот для отдельных категорий иностранных лиц; по анализу ведения таможенной статистики преступлений в сфере таможенного дела и ответственности за их совершение и другие.

Третий класс – это международно-правовые аспекты деятельности таможенных органов. К ним прежде всего можно отнести цели и задачи указанных органов по развитию и укреплению международно-экономической интеграции Беларуси с другими государствами, а также проблема по созданию зон свободной торговли и заключению специальных соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

В этом контексте с точки зрения предмета таможенного права внешнеэкономическую деятельность можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это изучение всей совокупности правовых норм, которые предусматривают определенные запреты и ограничения на ввоз, вывоз и распоряжение товарами, помещенными под какой-либо таможенный режим. И, во-вторых, это анализ всех норм диспозитивного характера, реализация которых базируется на волеизъявлении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По этой причине считаем необходимым в рамках предмета таможенного права сочетать изучение возможностей, предусмотренных таможенным законодательством для участников ВЭД, с раскрытием при этом общих и специальных требований таможенного оформления, налогообложения и контроля.

Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела


Для четкой характеристики понятия предмета таможенного права важно точно определить, что же такое таможенное дело и таможенная политика, а также как они соотносятся с таможенным правом и таможенным законодательством как таковым.

В соответствии со ст. 1 ТК – таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, а также таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями, оно зависит от международных договоров, и способствуют их реализации. При осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора Республики Беларусь, если в ТК и других законодательных актах Республики Беларусь по таможенному делу содержатся другие правила.

Общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь, является ГТК.

Таможенная политика в этом случае – это часть внутренней и внешней политики. Ее целями являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории, участие в осуществлении торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики. К средствам реализации таможенной политики относятся:

установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;

осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;

участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Предмет таможенного права по существу отличается от предмета таможенного дела и предмета таможенной политики, хотя само таможенное право способствует развитию и укреплению таможенного дела и таможенной политики. В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и других документов конкретным таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных законом. Исходя из норм таможенного права, таможенная политика включается в само понятие «таможенного дела», и она обусловливает характер и специфику многоаспектного феномена, каким является таможенное дело; во-вторых, именно таможенная политика формулирует общие стратегические и прикладные задачи, которые призваны решать таможенное право и его законодательство. Это общий взгляд на соотношение таможенной политики, таможенного права и его законодательства. Однако, есть и существенные моменты, оказывающие заметное влияние на развитие и формирование таможенного права, и в особенности при реализации таможенного законодательства. Надо иметь в виду также в этом случае неоднородность компонентов таможенного дела. Одни его элементы не подвержены радикальным изменениям, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики и т.д. Другая же часть таможенного дела – таможенные платежи, режимы, формы и методы таможенного контроля и др. – очень подвижна, регулирование ее во многом обусловлено изменяющейся обстановкой в обществе. Все это должно приниматься во внимание при издании норм таможенного права, характеристике предмета последнего и рассматривать обособленно понятия «таможенное дело», «таможенная политика», «таможенное право» и «таможенное законодательство»[21].

Таможенное законодательство как компонент таможенного права в этом случае, может трактоваться с широких и узких позиций. В первом случае в законодательство должны включаться не только Конституция и законы, но и иные нормативные юридические акты. С точки зрения дальнейшего развития предмета таможенного права эта трактовка представляется предпочтительной, поскольку она позволяет включать в массив норм таможенного права огромное число нормативно-правовых актов. В понятие законодательства в узком смысле, как уже отмечалось, включаются только Конституция и законы. Такой подход ограничивает возможности правового регулирования таможенных отношений.

В рамках предмета таможенного права необходимо изучать все таможенное законодательство, то есть здесь речь должна идти обо всем массиве законодательства в сфере таможенного дела; а точнее о законах, декретах, указах, правилах, инструкциях и т.д., которыми пользуются работники таможенных органов при осуществлении своих задач. При этом важно иметь в виду, что изучить это законодательство в отрыве от других направлений законодательства почти невозможно, что объясняется необходимостью обращения в теории и на практике к различным правовым институтам, а также к теории государства и права и различным отраслевым юридическим наукам.

Следовательно, таможенное право, имея свои исходные начала в теории государства и права и будучи тесно связанным с отраслевыми юридическими науками, и прежде всего административным, налоговым и финансовым правом, подходит к предмету и объекту своего исследования с самостоятельных позиций, отличающихся от подхода, который характерен для других юридических наук. Оно изучает всю совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе, и практику их применения, включая современные научно – технические средства и методы. При этом предметом таможенного права являются общественные таможенные отношения, имеющие свое социально-правовое содержание, а специфика данных отношений обусловлена объективными особенностями самого таможенного дела в обществе.


[1] Байтин М.И. Предмет и метод теории государства и права // Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. С.13.

[2] См.: Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь.- Мн.: Амалфея, 2002. Основы таможенного дела: Учебник. / В.А. Гошин, А.Н. Сироцкий, Н.А.Дубинский и др.; Под ред. А.Н. Сироцкого, В.А. Гошина. – Мн.: БГУ, 2003. Комментарий к таможенному кодексу Республики Беларусь / А.Н. Сироцкий; под ред. В.А.Гошина.-2-е изд., испр. и доп. - Амалфея, 2002. Витушко В.А. Государственное гражданско-правовое регулирование рынка. Минск: ВГЭЛ, 1996. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. Минск. 2000. Постникова А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. Могилев, 1999. Российское таможенное право (под ред. Б.Н. Габричидзе). М.: Норма. 1997. Таможенное право. Учебник (отв. ред. А.Ф. Ноздрачев). М. 1998. Таможенное право (под ред. В. Г. Драганова, М.М. Рассолова). Т. 1. М.: Экономика. 1999. Таможенное право. Общая и особенная части. (под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова). М.: «Закон и право». 2001. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: Спарк, 1995. Козырин А.Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М.: Легат, 1997. Макаревич В.В. Интервью. Граница: пересечение интересов и проблем // Республика. 31.03.2001. Мячин А.Н. Разработка новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации: проблемы и особенности // Таможенное право. Общая часть. Т. 1. М.: Экономика. 1999. Шостак В.П. Усовершенствование таможенного законодательства. // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 10. 2000.

[3] Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2002. С.39.

[4] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: Спарк. С. 9.

[5] Воробьев Ю.А. Основы таможенного дела. - М.: РТА, 1995. С. 12.

[6] Таможенное право / под. ред. Габричидзе Б.Н. - М., 1997. С. 68-69.

[7] Таможенное право /под. ред. А.Ф. Ноздрачева. - М., 1998. С.46-47.

[8] См.: Драганов В.Г., Ноздрачев А.Ф., Рассолов М.М., Шматков И.И. Таможенное право как отрасль российского права // Таможенное право. Общая и особенная части. М.: Закон и право. 2001. С. 8-17.

[9] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: Спарк, 1995. С. 6-10, 41-45, 47 и др.

[10] Сандровский К.К.Таможенное право. Киев,1974. С.19-20; Марков Л.Л. Таможенное право СССР. Учебное пособие. Иркутск,1973. С.23.

[11] Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права. Государство и право. 1995. № 3. С.13.

[12] См.: Таможенное право. Общая и особенная части. 2001. С. 10; Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь.- Мн.: Амалфея, 2002. С.35-39.

[13] Таможенное право (под. ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова). Т.1. М. Экономика. 1999. С. 97; Драганов В.Г., Рассолов М.М. и др. Таможенный правоотношения и нормы таможенного права. Таможенное право. Общая и особенная части. С. 38-66.

[14] См.: Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических отношений. Сб. статей. М., 2001. Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. Материалы научно-практической конференции. М., 2001.

[15] Юнчик Л. Хорошая контрабанда – изъятая контрабанда. Республика. № 302-303.

[16] Воробьев Ю.А. Основы таможенного дела. М.: РТА. С. 12-13.

[17] См. напр.: Истомин С.И., Эриашвили Н.Д. Общие юридические требования к производству таможенного оформления // Таможенное право. Общая и особенная части. С. 190-222. Ярошевский В. Задачи Государственного таможенного комитета, вытекающие из договора о создании союзного государства // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 1. 2000. С. 3-4.

[18] Палкина Н. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности // Таможенные вести. Экономика и жизнь. № 44. Ноябрь 2001. С. 40.

[19] Драганов В.Г., Ноздрачев А.Ф., Рассолов М.М., Шматков И.И. Таможенное право как отрасль российского права // Таможенное право. Общая и особенная части. С. 8-37.

[20] См.: Воробьев Ю.А. Основы таможенного дела. С. 9.

[21] См.: Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Вступительная статья // Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Норма-Инфра М. 1998. С. 13-15.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты