Перевозками в прямом сообщении являются перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько организаций одного вида транспорта.
Прямой смешанной считается перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта.[17]
Кроме того, на автомобильном транспорте, согласно статье 5 УАТ РСФСР, применяется другая градация перевозок: выделяют городские (перевозки, осуществляемые в пределах черты города), пригородные (перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50 километров включительно), междугородные (перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние более 50 километров) и международные (перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории Российской Федерации).
Однако следует уточнить, что круг отношений, регулируемых договором перевозки, не ограничивается только договором перевозки конкретного груза, а включает в себя договоры, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Исходя из этого, можно дать определенную классификацию договоров перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договоров перевозки.[18]
При использовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, можно отметить две группы договоров перевозки, соответственно: как правило, реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор об организации перевозки грузов, договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов и т.д.
По предмету договора можно выделить: договор перевозки пассажира (предмет этого договора – доставка пассажира и его багажа в пункт назначения); договор перевозки грузов, включая как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор об организации перевозки грузов (предмет указанного договора – перевозка грузов); договор фрахтования (чартер) (предмет – предоставление всей или части вместимости транспортного средства).
В зависимости от субъектного состава отношений, связанных с перевозкой, можно говорить о таких видах договора перевозки, как: договор перевозки пассажира, участником которого является пассажир; договор перевозки груза, который заключается перевозчиком с грузоотправителем; договор об организации работы по обеспечению перевозок, заключаемый между транспортными организациями.
Если взять за основу цель договора перевозки, то все договоры могут быть дифференцированы на три группы:
К первой группе можно отнести договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок, договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов, договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
Вторую группу составляют договоры, направленные на обеспечение перевозки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении, узловые соглашения);
В третью группу по целям договора перевозки входят договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).
По правовому положению (статусу) перевозчика все договоры могут быть разделены на договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования, и договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.
Как известно, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должны публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК РФ
По форме договора можно выделить: договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договоры перевозки конкретного груза); договоры, заключаемые путем акцепта оферты, выражающегося в виде конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя на выделение транспортных средств для перевозки грузов; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.); договоры, заключаемые в общем порядке.
В Гражданском кодексе РФ обеспечивается специальное регулирование таких видов договора перевозки, как: договор перевозки пассажира; договор перевозки груза; договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; договоры об организации перевозок; договоры, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов.
Рассмотрев отдельные виды договора перевозки, и определив их значение в транспортной деятельности, можно сделать вывод о том, что все договоры, которым было уделено внимание в данной работе, можно считать в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки, выделяемых по указанным выше классификационным признакам.
Таким образом, следует согласиться с мнением В.В. Витрянского о том, что в реальной жизни договор перевозки существует лишь в качестве отдельных его видов.[19]
Тем более данное суждение подтверждается тем, что абстрактное понятие «договор перевозки» проявляет себя в определениях ряда конкретных отдельных видов договоров, которые содержаться в главе 40 действующего Гражданского кодекса РФ, составляющих определенную систему договоров перевозки, которые регулируют отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа в современных условиях.
Список использованных нормативных правовых актов
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ.
(принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26 января 1996 г. №14-ФЗ.
(принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г.)
3. Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации
от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ.
(принят ГД ФС РФ 31 марта 1999 г.)
4. Устав Автомобильного Транспорта РСФСР
(утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР
от 08 января 1969 г. №12.)
5. Воздушный кодекс Российской Федерации
от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ.
( принят ГД ФС РФ 19 февраля 1997 г.)
Список использованной литературы
1. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право:
Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004.
2. Гражданское право. Учебник. / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть II. М., 1999.
3. В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999.
4. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: «Статут», 2003.
[1]Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.461-507.
[2]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.3-5.
[3]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.300-303.
[4]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.205-209.
[5]Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.461.
[6]Там же. С.462.
[7]Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.461.
[8]Там же. С.464.
[9] М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.245.
[10]Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.476.
[11]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.277-279.
[12]Гражданское право. Учебник./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч.II. М., 1999. С.397-398.
[13]В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999. С.43.
[14]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268.
[15]Там же. С.270.
[16]Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.472.
[17]В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999. С.39-40.
[18]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.310-312.
[19]М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.3-5.