В ходе переговоров о заключении договора стороны обычно несут определенные затраты, и его незаключение ввиду отказа предполагаемого контрагента может влечь имущественные потери. Законодательство и судебная практика ряда стран допускают возложение на недобросовестную сторону потерь, понесенных другой стороной вследствие необоснованного отказа от заключения договора. Этот институт получил наименование вины при заключении договора (culpa in contrahendo), или ведения недобросовестных переговоров. Российским законодательством этот институт не предусмотрен, однако норма п. 1 ст. 10 ГК о запрете злоупотребления правом во всех его проявлениях позволяет суду возложить на сторону, недобросовестно действовавшую в ходе переговоров, возмещение имущественных потерь, вызванных отказом заключить договор. Разумеется, такие потери (убытки) должны быть надлежаще доказаны.
Общий порядок заключения договоров. Договор может быть заключен по местонахождению одной из его сторон или в ином месте (на выставке, ярмарке) путем одновременного подписания сторонами заранее подготовленного договорного текста. Такова же обычная процедура заключения мелких бытовых договоров, многие из которых могут совершаться также в устной форме. Однако нередко договор заключается посредством обмена между сторонами предложением его заключить (офертой) и согласием на такое предложение (акцептом). Такой обмен возможен как в устной, так и в письменной форме.
Оферта. Предложение заключить договор именуется офертой и должно удовлетворять определенным требованиям, названным в ст. 435 ГК. Оферта должна быть адресована одному или нескольким конкретным лицам, содержать существенные условия договора и выражать намерение заключить договор с адресатом, если им будет принято предложение. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Важное практическое значение имеет срок действия оферты. Он может быть назван в самой оферте или определен законом, что бывает редко. В ином случае оферта действительна в течение срока, нормально необходимого для получения ответа (п. 1 ст. 441 ГК). Такой срок должен определяться с учетом всех обстоятельств, прежде всего, предмета оферты и срока прохождения почты между контрагентами. Когда оферта сделана устно, для заключения договора должно последовать немедленное ее принятие, если делающее оферту лицо не назвало срок для ее принятия.
По общему правилу оферта является безотзывной (т.е. не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта), однако иное может быть оговорено в самой оферте или вытекать из существа предложения либо обстановки, в которой оно было сделано.
Гражданскому праву известно понятие публичной оферты. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, оферту не создают, а считаются приглашением делать оферты. Однако содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля его автора заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Публичной офертой надо считать опубликованное в печати приглашение на распродажу товаров с указанием их наименований и цен. Публичная оферта именуется в законодательстве о приватизации публичным предложением[11]
Акцепт. Ответ лица, которому адресована оферта, о согласии на ее принятие именуется акцептом. Однако для этого он, во-первых, должен быть полным и безоговорочным согласием и, во-вторых, получен в срок, установленный для акцепта (ст. 438 ГК). Молчание акцептом не признается.
Акцепт с согласием заключить договор на иных условиях таковым не является и считается новой офертой. Акцепт может быть отозван при условии, что его отзыв получен ранее или одновременно с первоначально направленным акцептом. Если акцепт поступил после установленного для него срока, необходимо различать две ситуации с разными правовыми последствиями (ст. 442 ГК).
Когда своевременно отправленный ответ получен с опозданием (например, по вине почты или оферента, неправильно указавшего свой адрес), акцепт не считается опоздавшим, если оферент немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.
В случаях, когда акцепт по вине его отправителя был сделан с опозданием, он считается состоявшимся, если оферент немедленно сообщит о принятии им опоздавшего акцепта. Эти два правила практически оправданны и создают условия для заключения договора при несвоевременном получении акцепта.
Момент заключения договора. Он важен для определения применимого к договору законодательства, ибо согласно п. 1 ст. 422 ГК договор должен соответствовать императивным нормам законодательства, действующим в момент его заключения. В таком же порядке применяются к договору и диспозитивные нормы, если стороны не согласовали в договоре иные условия.
По общему правилу договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта или в момент подписания единого согласованного между сторонами текста договора. Однако реальные договоры (о них было указано выше), считаются заключенными с момента передачи соответствующего имущества. К ней приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на это имущество, например товарного складского свидетельства.
При нотариальной форме договора он считается заключенным в момент составления нотариально заверенного текста договора. Если договор подлежит государственной регистрации, он вступает в силу с момента такой регистрации[12].
Местом заключения договора, если оно в договоре не указано, считается место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, направившего оферту, гласит ст. 444 ГК. Эта норма должна быть дополнена двумя случаями: договор совершается в виде единого документа, и направления оферты нет; договор заключается на ярмарке или торговой выставке. В таких ситуациях местом заключения договора должно признаваться место его подписания.
Место заключения договора необходимо учитывать при определении применимого к нему права, обычаев делового оборота, а также при толковании его условий. Это особенно важно при заключении договора на ярмарках, имеющих свои правила проведения.
Форма договора. Изложенные мною выше правила о заключении договора порождают договор только при условии, что были соблюдены требования в отношении его формы. Договор является видом сделки, и к нему применимы правила о форме сделки. При допустимости устной формы договора стороны могут избрать письменную и даже нотариальную форму для оформления своих отношений, например при займе на большую сумму. Для некоторых крупных сделок (продажи недвижимости, предприятия, аренды зданий и предприятий, доверительного управления недвижимостью) ГК предписывает заключение договора путем составления одного письменного документа, подписанного сторонами.
Заключение договора на торгах. Такой порядок заключения договора в условиях перехода к рынку получил широкое распространение и подробно регламентирован в ГК (ст. 447-449) и дополняющих его законодательных актах, которые учитывают особенности проведения торгов в отношении различных видов имущества. Посредством торгов возможно заключение большинства гражданско-правовых договоров[13].
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Различие состоит в том, что выигравшим аукцион признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а конкурс-лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. Смысл торгов состоит в привлечении к ним заинтересованных и конкурирующих участников для получения лучших результатов, и поэтому аукцион и конкурс, в которых только один участник, признаются несостоявшимися.
ГК устанавливает для проведения аукционов и конкурсов ряд общих правил. Они могут быть открытыми и закрытыми: в открытом-вправе участвовать любое лицо, в закрытом-только специально приглашенные. Закрытые конкурсы проводятся обычно в тех случаях, когда конкурсанты должны обладать специальными знаниями и авторитетом (художественные конкурсы, осуществление сложных технических и строительных проектов).
Организаторами торгов могут выступать собственник имущества либо специализированные организации всех форм собственности, которые разрабатывают условия торгов, проводят их и заключают договор с победителем.
По общему правилу извещение о торгах должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения с тем, чтобы участники торгов могли надлежащим образом к ним подготовиться. Такое извещение должно содержать информацию об основных условиях конкурса и публиковаться в соответствующих средствах массовой информации. Извещение о торгах создает обязательство их организатора выполнить все его условия. Однако ГК предоставляет ему право отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 3, а конкурса-за 30 дней до их проведения. Участники торгов вносят задаток, подтверждающий серьезность их намерений участвовать в торгах. Размер, сроки и порядок внесения задатка определяются в извещении о торгах. В случае отмены торгов, а также лицам, не выигравшим торги, задаток возвращается.
Особенности проведения отдельных видов торгов определяются в дополняющих ГК актах законодательства. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[14] более полно определяет порядок проведения конкурсов в названной области и допускает выдачу заказов также путем размещения на официальном сайте запросов о предлагаемых котировках (цене контракта).
Нормы о торгах имеются в Законе о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 18-20), Законе о недрах (ст. 131, 14), законах о поставках продукции для государственных нужд и в государственный материальный резерв, ряде постановлений Правительства РФ. Особенности торгов могут предусматриваться также в их условиях, утверждаемых организатором.
Заключение договора в обязательном порядке. В отступление от принципа свободы договора ГК и дополняющие его законы предусматривают ряд норм, в силу которых заключение договора обязательно. Такая обязанность установлена для обслуживающей стороны (поставщика, подрядчика, перевозчика и т.д.), если другой контрагент заинтересован в заключении договора. Существуют три группы случаев, когда вступление в договор обязательно.
Во-первых, такая обязательность установлена ст. 426 ГК для публичного договора, о чем уже было упомянуто выше. Данная норма введена прежде всего в интересах граждан-потребителей, но ее действие распространяется и на юридических лиц всех видов, которым необходимо соответствующее обслуживание.
Во-вторых, обязательное заключение договора введено законно дательством о поставках товаров и выполнении работ для государственных нужд. Это предусматривается федеральными законами: от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[15], от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»[16], от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе»[17].
В-третьих, обязательное заключение договора допускается антимонопольным законодательством. Согласно ст. 12 Закона о конкуренции антимонопольные органы вправе выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о заключении договоров. Это правило имеет особенность: такое предписание может быть оспорено заинтересованной стороной в суде.
Кроме того, обязательность заключения договора может вытекать из соглашения сторон. Таковым является наличие предварительного договора, назначение которого состоит как раз в том, чтобы обеспечить для заинтересованной стороны заключение в будущем желаемого договора.