Переговоры
Большинство межгосударственных споров разрешаются путем прямых переговоров. Переговоры - наиболее часто используемое средство разрешения споров на международной арене, поскольку часто мирное сосуществование государств и достижение компромисса является более важным, чем решение вопроса, какое государство является виновником конфликта, а какое - жертвой.
Необходимость проведения переговоров до использования других средств международного разрешения споров может быть предусмотрена международным договором. Однако положения о разрешении споров, содержащиеся в международных договорах, обычно определяют переговоры только как первую стадию разрешения спора и допускают последующее использование примирительной, арбитражной или судебной процедуры, если в ходе переговоров не удалось добиться успеха. Такой подход обусловлен тем, что отсутствие в переговорах третьей нейтральной стороны, которая могла бы выработать рекомендации по разрешению спора или даже вынести обязательное для сторон решение, является существенным недостатком переговоров как средства мирного разрешения международных споров.
В обычном международном праве существует норма, которая обязывает все стороны спора в случае, если переговоры избраны в качестве средства разрешения спора, проводить их добросовестно с целью достижения компромиссного решения и воздерживаться от использования переговорного процесса для затягивания решения спора. Реальность существования данной нормы подтвердил Международный Суд ООН в решении по Делам о континентальном шельфе Северного моря. В частности, Суд отметил: «...стороны обязаны вступать в переговоры с целью достижения соглашения; они обязаны вести себя таким образом, чтобы переговоры имели смысл, чего не случится, если одна из них будет настаивать на своей позиции, не допуская возможности ее изменения». Аналогичное положение содержится и в § 10 Манильской декларации о мирном разрешении международных споров.
Добрые услуги
В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означает вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов между сторонами спора.
Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Уверенность сторон спора в беспристрастности третьей стороны является обязательным предварительным условием оказания ею добрых услуг.
Добрые услуги могут быть предложены третьим государством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора.
Различают добрые услуги технического и политического характера. Вместе с тем, поскольку оба вида добрых услуг нередко оказываются одновременно одним и тем же субъектом, отличия между ними не всегда очевидны.
Под техническими добрыми услугами понимают приглашение сторон спора на всякого рода двусторонние или многосторонние встречи или конференции, организацию подобных мероприятий, выделение для целей их проведения материального и финансового обеспечения, предоставление транспорта или средств связи, обеспечение безопасности встреч сторон. Задачей технических добрых услуг является восстановление и поддержание контактов между сторонами спора в ситуации, когда между ними были прекращены дипломатические отношения, или же представление интересов одной из сторон.
Политические добрые услуги включают призывы спорящих сторон к миру или установлению перемирия и последующему проведению переговоров для разрешения конфликта. Политическими добрыми услугами является также решение с согласия спорящих сторон отдельных, связанных с урегулированием спора проблем, таких как контроль за исполнением достигнутых договоренностей, репатриация военнопленных и пр. В отличие от технических добрых услуг, политические в значительно большей степени предполагают вовлечение третьей стороны в решение конфликта по существу. Оказывая политические добрые услуги, государство или международная организация может вносить предложения по процедуре разрешения спора.
Право оказывать добрые услуги основано на обычном международном праве. Из принципа же суверенитета государств вытекает право отказываться от добрых услуг. Следовательно, вмешательство третьей стороны в международный спор без согласия хотя бы одного из его участников нельзя рассматривать в качестве добрых услуг.
Положения, предусматривающие использование добрых услуг, содержатся во многих многосторонних и двусторонних международных договорах. Например, ст. 2 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. предусматривает, что в случае возникновения спора договаривающиеся стороны прибегнут к добрым услугам или посредничеству дружественных государств до начала вооруженной борьбы. Статья 3 Конвенции закрепляет право нейтральных государств предлагать добрые услуги и в период вооруженного конфликта, причем оказание таких услуг не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к любой из сторон конфликта. В качестве примера положений, закрепляющих право на оказание технических добрых услуг, можно привести ст. 45 и 46 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 8 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые предусматривают право одного государства представлять в мирное время интересы другого государства на территории третьего государства.
Из истории известно много примеров оказания добрых услуг, значительная часть которых была успешными. Так, Генеральный Секретарь ООН оказывал добрые услуги СССР и США во время Карибского кризиса, СССР играл аналогичную роль в ходе Индо-Пакистанского конфликта 1965-1966 гг. Одним из наиболее ярких примеров добрых услуг являются миротворческие операции ООН, в ходе которых войска ООН осуществляют контроль за соблюдением перемирия, оказывают содействие в репатриации военнопленных и беженцев, обеспечивают безопасность встреч конфликтующих сторон.
Обследование (установление фактов).
Под этим понимается процедура, целью которой является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность международного спора.
Обследование производится специальной комиссией (называемой обычно комиссией по установлению фактов), которая, как правило, состоит из равного числа представителей сторон. Иногда в комиссию включаются представители третьего государства или должностные лица международных организаций. В редких случаях обследование поручается одному или нескольким должностным лицам международной организации.
Орган, проводящий обследование, вправе проводить слушания сторон, опрашивать свидетелей, проводить осмотры на месте, назначать экспертизы.
Положения, регулирующие вопросы создания комиссий по установлению фактов, содержатся во многих международных договорах по вопросам разрешения международных споров и, в частности, в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 гг.
Примеров ключевой роли обследования в разрешении международного спора в истории немного. Одним из них является имевший место в 1904 г. Инцидент на банке Доггер, при расследовании которого комиссии по установление фактов удалось выяснить, что русский флот ошибочно атаковал британские рыболовецкие суда, приняв их за враждебные японские торпедные катера. В результате был предотвращен конфликт между Великобританией и Россией.
В настоящее время обследование в большинстве случаев играет второстепенную роль, дополняя иные средства мирного разрешения споров.
Примирительная процедура и посредничество
Достаточно сложно провести различие между примирительной процедурой и посредничеством; их часто используют как равноценные или взаимозаменяемые. Обе процедуры предусматривают вступление третьей стороны в спор между государствами с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть государство, международная организация или частные лица.
Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными вопросами или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий - сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых - просто непредвзятое прояснение ряда спорных фактов.
В отличие от арбитражного разбирательства предложения третьей стороны в указанных процедурах не обязательны для сторон спора, а, напротив, требуют их одобрения. Таким образом, их следует считать рекомендациями.
Процедуры примирения и посредничества могут быть как добровольными, так и обязательными. В первом случае необходимо одобрение обеих сторон. Во втором - каждая из сторон имеет право в одностороннем порядке инициировать процедуру; другая сторона обязана будет согласиться. Для обязательных процедур необходима предварительная договоренность сторон об особом постоянном органе, которому будут передаваться споры. Такая договоренность обычно закрепляется в международном договоре.
Посредник или примиритель не связан при выработке своих рекомендаций по урегулированию спора международным правом; его рекомендации могут основываться на «принципе справедливости» (ex aequo et bono). Это делает процедуры примирения и посредничества особенно удобными для споров, не подлежащих рассмотрению в суде, и споров, имеющих политический характер. Если в договорах указывается, что третья сторона должна руководствоваться действующим правом, цель процедуры может быть недостигнута и решение конфликта может быть даже затруднено.
Преимуществом процедуры посредничества и примирения является привнесение нейтрального элемента в спор. Обе процедуры характеризуются существенной гибкостью. В данных процедурах в значительной степени могут учитываться пожелания сторон. Именно поэтому государствам проще обращаться к этим процедурам для мирного разрешения споров. Третья сторона не столь строго связана существующим правом и может принимать во внимание все относящиеся к делу обстоятельства. Она может предложить новые интересные варианты, которые не обязательно касаются предмета спора. Уступки в одном деле могут быть компенсированы взаимными уступками в другом деле. Такая «комплексная сделка» часто подготавливает почву для разрешения конфликта. Хотя примирительный орган или посредник, как правило, не может выносить обязательных решений, добровольное согласие сторон с предложенным решением может обеспечить его эффективность.
В противоположность судебному разбирательству, где одна из сторон обязательно проигрывает и в результате страдает ее авторитет, здесь решение компромиссное и стороны могут избежать позора. По сравнению с прямыми переговорами, преимущество в том, что часто намного проще принять предложение третьей стороны и сделать уступки ей, чем уступить непосредственно оппоненту. Политические и моральные соображения, к числу которых нередко относится желание сохранить нормальные отношения с влиятельным государством-посредником, могут не позволить сторонам отклонить предложенный компромисс. Кроме того, маловероятно, что решение примирителя или посредника создаст прецедент как в случае с судебным решением.
Неоспоримым преимуществом посредничества и примирения является их конфиденциальность. В ходе их использования стороны могут избежать разглашения некоторых аспектов спора. Множество попыток посредничества закончились неудачей именно из-за нарушения конфиденциальности, поскольку общественное мнение обычно ограничивает не только свободу действий сторон спора, но и посредника.
Если обратиться к негативным сторонам, то для сторон спора сложнее инициировать процедуру в одностороннем порядке. Примирение и посредничество особенно зависимы от согласия и готовности сторон; эти необходимые предпосылки обычно отсутствуют в случаях, когда обсуждение существенных интересов зашло в тупик или когда одна из сторон требует капитуляции другой. Кроме того, посредничество и примирение вносят меньший вклад в развитие международного права, чем арбитражные трибуналы или международные суды. Поиск компромисса приводит к снижению степени объективности, законности и справедливости предложенного решения.
Посредничество
Под ним понимается средство мирного урегулирования спора, при котором не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры, со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для его достижения.
В качестве посредников могут выступать одно или несколько государств или международная организация, которые могут действовать по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора.
Согласие сторон спора - необязательное первоначальное условие, но оно должно быть достигнуто до того, как действенная помощь всем сторонам будет предоставлена посредником.
В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров в присутствии или с участием посредника, иногда даже под его руководством.
Посредник, кроме предложения компромиссного решения, может оказывать и добрые услуги, такие как финансовая помощь в исполнении компромиссного соглашения или контроль за его исполнением. Один из примеров такой ситуации - посредническая деятельность Всемирного банка в споре между Индией и Пакистаном в 1951-1961 гг. по поводу Индийского водного бассейна, который не мог быть решен без финансовой помощи, предложенной банком.
Когда государства выступают как посредники, их влияние может содействовать разрешению спора. Как правило, государства имеют в своем распоряжении больше технических возможностей, чем частные лица. Негативная сторона - государство-посредник в отдельных случаях может быть озабочено, главным образом продвижением своих собственных интересов и использовать свое влияние в ущерб сторонам спора.
История знает много примеров посредничества, которые обычно были успешными, если посредник относился к числу великих держав. Особого внимания заслуживает роль Германии на Берлинском конгрессе 1878 г., роль Советского Союза в разрешении Индо-Пакистанского конфликта и роль США в мирных переговорах между Египтом и Израилем в 1978 г. С другой стороны, нельзя однозначно назвать успешным посредничество США и других ведущих мировых держав в долгосрочном конфликте между Израилем и Палестиной.
Существует и ряд связанных с посредничеством проблем. Почти неизбежно одна сторона выигрывает в ущерб другой. В этой связи посредник подвергает риску свои собственные отношения со спорящими сторонами. Это особенно очевидно в случаях вооруженных конфликтов; риск присутствует в таких ситуациях и для нейтральных государств. Кроме того, когда одна сторона соглашается с предложениями посредника, другая сторона обычно рассматривает это как признак слабости. Это приводит к нежеланию государств участвовать в качестве посредников в спорах.
Посредничество имеет наибольший шанс быть успешным в тупиковых ситуациях или в условиях угрозы обострения конфликта вплоть до военных действий. Эту процедуру стоит также использовать при разрешении конфликтов, имеющих второстепенное или местное значение. Благоприятными для такого вида урегулирования спора также можно назвать условия, когда спор в сущности уже разрешен (как в случае поражения в войне) и все что остается сделать - это определить последующие меры.
Примирение
Под ним понимается средство мирного разрешения споров, при использовании которого назначаемая сторонами спора комиссия из частных лиц выполняет одновременно функции установления фактов и посредничества.
Одна сторона (в обязательной системе) или все стороны спора могут инициировать примирительную процедуру.
Лица, действующие как примирители, назначаются посредством указания их должности (глава государства, Папа Римский, генеральные секретари международных организаций и т.д.) или просто поименно. Но даже те, кто относится к первой категории, действуют как частные лица, а не как должностные лица своего государства или организации. Как правило, каждая из сторон назначает в примирительную (согласительную) комиссию одного или двух членов, которые затем самостоятельно выбирают одного или нескольких независимых членов комиссии.
Важная составляющая успеха примирительной процедуры - независимость и непредвзятость избранных лиц. Независимые лица привносят неполитический элемент в конфликт и обычно имеют большую свободу действий, чем государство. От них в меньшей степени ожидают злоупотребления полномочиями. С другой стороны, им недостает весомости, присущей государствам-посредникам. Орган по примирению может формироваться специально для решения определенного спора или учреждаться в качестве постоянного органа для работы со всеми спорами в конкретной области, которые могут возникнуть в будущем. Постоянные примирительные органы, как правило, создаются специализированными договорами по разрешению споров. Создание таких органов позволяет устранить множество проблем, возникающих при формировании органа примирения уже в ходе спора.
Примирение особенно эффективно при разрешении споров, не подлежащих судебному рассмотрению. Однако примирение часто предусматривается и в спорах, подлежащих судебному рассмотрению как предварительная процедура. В спорах, подлежащих рассмотрению в суде, органы примирения нередко действуют изначально как консультанты сторон спора по правовым вопросам. Если соглашение будет достигнуто на этой стадии, то арбитражных или судебных процедур, влияющих на престиж сторон спора, можно будет избежать. Негативная сторона состоит в том, что компромисс, к которому так стремится орган примирения, может противоречить существующему международному правопорядку.
Правила примирительной процедуры являются более формальными, чем при посредничестве, и оговорены либо в соответствующих договорах, либо их формирование оставлено на усмотрение органов примирения. Они во многом аналогичны правилам, используемым в процедурах арбитража. Процедура примирения обычно носит состязательный характер и состоит из письменной и устной стадий. Орган примирения может взаимодействовать со сторонами по отдельности или совместно. Примирители вправе устанавливать факты, рассматривать претензии обеих сторон, учитывая все относящиеся к делу факторы. При вынесении решения они руководствуются не только принципом справедливости, но и нормами международного права. По итогам разбирательства органы примирения обычно представляют доклад с рекомендациями по решению проблемы, который должен быть принят или отклонен сторонами в течение предусмотренного периода времени.
При нынешней политической обстановке в мире процедура примирения пользуется большей популярностью, чем многие иные средства мирного разрешения международных споров. По этой причине она нашла признание в таких кодифицированных документах, как: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (ст. 66 и приложения); Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (ст. 85); Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (ст. 42 и приложение); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1971 г. (ст. 19).
Список использованных источников
1. Левин, Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров / Д.Б. Левин. - М., 1977.
2. Международное право: учебник для вузов / Г.В. Игнатенко [и др.]; под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. - М.: Норма: Инфра-М, 1999.
3. Анисимов, JI.H. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов) / JI.H. Анисимов. - Л., 1975.
4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
5. Пушмин, Э.А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы) / Э.А. Пушмин. - М., 1974.
/
Страницы: 1, 2