Понятие, классификация и юридическое значение правовых актов управления

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер, т.е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;

4) независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т.е. принятые на определенный срок);

5) содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

5) акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает:

1) юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;

2) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

3) присвоение регистрационного номера;

4) занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоением ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердивший акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.




   

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Указ Президента РФ от 23.05.1996г. №763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” СЗ РФ 1996г. №22 ст. 2663

4. Козлов Ю.М. Административное право, -М.: Юрист, 1999г.

5. Административное право: Часть первая : учебник. – М., 2005.

6. Административное право: Часть вторая : учебник. – М., 2005.

7. Административное право России. Общая часть : учебник для высших учебных заведений / под ред. П. И. Кононова. – М., 2006.

8. Бахрах Д. Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М., 2007.

9. Козлов Ю. М. Административное право : учебник / Ю. М. Козлов, Л. Л. Попов. – М., 2002.

10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю. П. Соловья, В. В. Черникова. – 2-е изд. – М., 2003.

         

 Задание 3.


Во время распития спиртных напитков в сквере 30-летия ВЛКСМ, нарядом ППС были задержаны граждане Шастин (15 лет) и Прокофьев (17 лет). Начальник милиции оштрафовал Шастина на 100 рублей, а Прокофьева подверг административному аресту сроком на 10 суток.

Дайте юридическую оценку ситуации. Составьте протокол об административном задержании Шастина.


Ответ:

В соответствии с требованиями ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими шестнадцатилетнего возраста.

Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению (ст. 24.5 и 28.9 КоАП РФ). Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, оцениваемая в контексте ст. 22.1 и 23.2, относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающих подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений.

 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с восемнадцати лет – ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Таким образом, действия начальника милиции, по отношению к гражданину Шастину, должны быть квалифицированы по ст. 20.22 КоАП РФ, к Прокофьеву – ст. 20.20 КоАП РФ, так как он сам является субъектом административной ответственности и рассматривается как лицо, обладающее в определенной степени административной дееспособностью.












ПРОТОКОЛ АА N 000182

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗАДЕРЖАНИИ

                              

г. Омск                         "12" июня 2008г., "14" ч "30" мин.

Я, Начальник УВД ЦАО-2 г. Омска-------------------- -----------------

     (должность, наименование органа внутренних дел, специальное

Подполковник милиции Сидоров С.А.------------------------------------,

     звание, фамилия, инициалы сотрудника, составившего протокол)

составил настоящий протокол об административном задержании -----------

Шастина И.И.  10.05.1993 г.р., г.Омск, ул. Мира д.15 кв.23

      (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, место

Паспорт 5204 546734 выдан УВД  ЦАО г. Омска 12.12.2007г.,

     проживания гражданина (гражданки), документ, удостоверяющий

              личность, серия, номер, кем и когда выдан)

который (которая) доставлен (доставлена) в УВД ЦАО-2 г. Омска---------

                                            (наименование органа

                                                 внутренних дел)

"12июня ----- 2008  в "16ч."00мин. в связи с совершением

правонарушения, предусмотренного ст.20.20 КоАП РФ--------------------

                                          (статья Кодекса РФ

---------------------------------------------------------------------,

  об административных правонарушениях или закона субъекта Российской

    Федерации, предусматривающая административную ответственность)

для ------------------------------------------------------------------

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты