Таким образом, эти установки позволяют государствам либо задействовать связующие факторы иные, нежели место проведения арбитража, либо полностью устранить связь с каким-либо национальным правопорядком.
Законодательства многих государств устанавливают, что процессуальные нормы государства автоматически применяются к арбитражу, осуществляемому на территории данного государства без различия между национальным и международным арбитражем (Швейцарский Конкордат 1969 г., Нидерландский Арбитражный Акт 1986 г., английский Арбитражный Акт 1996 г., ГПК Германии в редакции 1997 г.).
Другие акты разделяют эту позицию, но только в отношении международного коммерческого арбитража. Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1985 г. в ст. 1 ч. 2 устанавливает, что его положения касаются только арбитража, проводимого на территории применения закона. Аналогично регулируют вопрос ст. 176 Швейцарского закона о международном частном праве 1987 г. и ст. 4 ЗоМАС.
Однако фактор связи арбитража с конкретный правопорядком не является абсолютным. Многие статьи Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. применяются независимо от места проведения арбитража. Именно делокализация позволяет урегулировать все аспекты арбитража. В современном арбитраже право места проведения обычно применяется в отсутствие соглашения сторон. К тому же кибер-арбитраж в интернете является полностью делокализованным.
Анациональный арбитраж невозможен, пока существует система судебного контроля за принудительным исполнением арбитражного решения.
Международный характер арбитража исходя из экономического содержания спора. Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не содержит четкого определения международного характера арбитража. Европейская конвенция 1961 г., согласно п. (b) ст. 1 применяется к арбитражным процессам и решениям, основанным на соглашениях как физических и юридических лиц … которые имеют постоянное местожительство или местонахождение в различных Договаривающихся государствах, … возникающих при осуществлении операций во внешней торговле.
Минус Европейской конвенции 1961 г., ограничивающий сферу применения конвенции в Беларуси исправлен в ч. 2 ст. 4 ЗоМАС:
«В международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь».
ЗоМАС содержит очень широкую трактовку предмета арбитража, которая не соответствует ч. 3 ст. 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г.
3. Коммерческий (торговый) характер внешнеторгового арбитража
ЗоМАС не содержит термина «коммерческий» или «торговый», в отличие, например, от российского и украинского законов. ЗоМАС оперирует понятием «гражданско-правовые споры, возникающие между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей». ГК Республики Беларусь характеризует такие отношения также как гражданско-правовые.
По сути дела любой международный арбитраж между двумя компаниями по хозяйственному спору является коммерческим.
Это нашло свое закрепление в Типовом законе ЮНСИТРАЛ 1985 г. Характеристика коммерческий (торговый) отличает международный коммерческий арбитраж от арбитража в гражданском праве и арбитража в публичном праве.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1985 г. содержит примечание к названию ст. 1 «Сфера применения»:
Термин «коммерческий» следует толковать широко с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений коммерческого характера, как договорных, так и не договорных. Отношения коммерческого характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки о поставке товаров и услуг, или обмене товарами или услугами: соглашения о распределении, торговое представительство; факторные операции, лизинг; инжиниринг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; купля-продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения по эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозки товаров и пассажиров по воздуху, морем, по железным и автомобильным дорогам.
Нью-Йоркская конвенция 1958 г. в ч. 3 ст. 1 устанавливает:
При подписании, ратификации или присоединении к настоящей конвенции..., любое государство может… заявить, что оно будет применять настоящую конвенцию только в отношении споров, возникающих по договорным или иным правоотношениям, которые считаются торговыми по национальному закону государства, делающего такое заявление.
Термин «коммерческий» не относится к арбитражному суду как институту. Ч. 1 ст. 6 ЗоМАС прямо устанавливает, что постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе.
Европейская конвенция 1961 г. содержит слово «коммерческий» («торговый») лишь в названии, однако, ст. 1 предусматривает, что «конвенция будет применяться к (а) арбитражным соглашениям, заключенным с целью урегулирования споров, проистекающих из международной торговли».
4. Принципы внешнеторгового арбитража
Согласно ст. 3 ЗоМАС принципами деятельности международного арбитражного суда являются:
1) равенство прав сторон;
2) свобода выбора сторонами состава суда, применимого права, процедуры и языка судопроизводства;
3) договорная подсудность всех рассматриваемых дел;
4) приоритет общепризнанных принципов международного права;
5) независимость международного арбитражного суда и арбитров;
6) конфиденциальность рассмотрения дел;
7) содействие окончанию спора посредством заключения сторонами мирового соглашения;
8) окончательность выносимых судом решений.
Международный арбитражный суд руководствуется в своей деятельности также теми принципами хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, которые не противоречат принципам, изложенным ранее[1].
Это следующие принципы, изложенные в главе 2 ХПК Республики Беларусь:
1) единоличное и коллегиальное рассмотрение дел (ст. 11);
2) процессуальная экономия (ст. 13);
3) законность судопроизводства в хозяйственном суде (ст. 14);
4) разъяснение процессуальных прав и процессуальных обязанностей (ст.16);
5) уважение достоинства личности (ст. 17);
6) добросовестность сторон (ч. 4 ст. 18);
7) состязательность (ст. 19);
8) право на юридическую помощь (ст. 22);
9) диспозитивность (ст. 23);
10) непосредственность судебного разбирательства (ст. 24);
11) применение норм иностранного права (ст. 26);
12) обязательность судебных постановлений (ст. 27).
По критерию объема компетенции и организационно-правовой формы выделяют:
1) Институционный арбитраж («постоянно действующий международный арбитражный суд» по ст. 1 ЗоМАС) характеризуется следующими особеностями:
- создается при торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях, союзах, обществах и любых других организациях, в т.ч. международных;
- наличие постоянно действующего административного органа, выполняющего также технические, консультативные и контрольные функции;
- наличие положения о нем (или устава, регламента, устанавливающего правила процесса);
- существование списка арбитров.
Наиболее известные институционные арбитражные суды – Арбитражный суд Международной торговой палаты, Лондонский международный арбитражный суд, Американская арбитражная ассоциация, Арбитражный институт Торговой Палаты г. Стокгольма, Арбитражный суд при Цюрихской Торгово-промышленной палате, Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики Австрии в Вене. В Беларуси – Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее МАС при БелТПП). Есть такие суды в России и Украине, в других странах практически при всех национальных торгово-промышленных палатах.
2) Арбитраж ad hoc (изолированный, «международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора» по ст. 1 ЗоМАС), который харакетризуется тем, что:
- образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора и прекращает свое существование после прекращения спора;
- стороны избирают место проведения арбитражного разбирательства, устанавливают правила назначения арбитров;
- стороны пользуются неограниченной автономией для определения процедуры: они могут детально определить правила либо взять за основу регламент постоянно действующего суда либо типового регламента.
3) Администрированные арбитражные суды. Занимают промежуточное место между постоянно действующими судами и судами ad hoc. Особенностью их является то, что определенные коммерческие организации или постоянно действующие арбитражные суды обязуются администрировать разбирательство в суде ad hoc на условиях, определенных в специальных регламентах. Согласно белорусскому законодательству, относятся к судам ad hoc.
По характеру компетенции выделяют арбитражные суды общей компетенции и специализированные арбитражные суды (например, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации).
международный арбитраж суд спор
6. Преимущества и недостатки арбитражного рассмотрения споров
Преимуществами арбитража в целом являются:
1) возможность избрания экспертов на должность арбитра;
2) возможность влиять на формирование состава суда;
3) скорость рассмотрения;
4) стороны имеют большую возможность для продления срока для вынесения решения, если это целесообразно;
5) стоимость;
6) конфиденциальность. Принцип конфиденциальности арбитражного разбирательства содержится в ч. 4 ст. 25 Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., в ст. 3 ЗоМАС. Основаниями для принципа конфиденциальности являются:
- частный характер юрисдикции арбитража;
- волеизъявление сторон в арбитражном соглашении;
- обычное арбитражное право.
Возможны исключения из действия принципа конфиденциальности. Они будут рассмотрены в настоящем пособии позднее.
Недостатки арбитража:
1) недостаточная быстрота процедуры, в особенности в вопросах обжалования решения в некоторых странах;
2) высокая стоимость процесса в некоторых арбитражных судах.
Преимущества международного коммерческого арбитража:
1) возможность выбора сторонами языка разбирательства;
2) назначение состава арбитров сторонами;
3) широкие возможности для исполнения решения за рубежом.
7. Соотношение публичного и коммерческого арбитража
Зачастую сторонами арбитража являются государства и международные межправительственные организации. Однако, когда сторонами – государством и иностранной коммерческой организацией заключено арбитражное соглашение, обычно в форме арбитражной оговорки в контракте, – это международный коммерческий арбитраж. Если же речь идет об урегулировании вопросов публичного характера (государство-государство, государство – международная организация) – это не международный коммерческий арбитраж. Некоторые авторы (Бернар Оди/Bernard Audit, Франсуа Риго/François Rigeaux) называют такой арбитраж «транснациональным». Примером такого арбитража является механизм, построенный на основе Вашингтонской конвенции 1965 г., в рамках которого рассматриваются споры между частными инвесторами и государствами-реципиентами инвестиций. Это же относится и к Ирано-Американскому претензионному трибуналу (Iran-US Claims Tribunal).
Итак, основное отличие – субъектный состав и, соответственно, применимое право. Межгосударственный арбитраж по экономическим вопросам получил широкое распространение в последнее время: Соглашение Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая об образовании общего рынка (MERCOSUR) (Асунсьон, 26 марта 1991 г.) устанавливает арбитражную процедуру для урегулирования споров между странами-участницами.
Марракешское Соглашение об образовании Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. также содержит механизм урегулирования споров, создает Орган по разрешению споров (Dispute Settlement Body). Решения, выносимые Органом по разрешению споров ВТО, могут быть оспорены в Постоянном апелляционном органе (Standing Appellate Body).
[1] В ред. Закона от 27 декабря 1999 г. №344-З.
Страницы: 1, 2