Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна

Тем не менее, в законе о государственной тайне определяются полномочия органов государственной власти в деятельности, касающейся функционирования института государственной тайны.

Так, палаты Федерального Собрания РФ рассматривают статьи бюджета страны в части средств, необходимых для защиты государственной тайны. Помимо перечня относимых к государственной тайне сведений Президент РФ утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Органы государственной власти на федеральном и локальном уровнях, а также органы местного самоуправления в части делегированных им соответствующих полномочий обеспечивают выполнение мероприятий по защите государственной тайны, в том числе на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на подведомственной им территории. Президентом РФ утверждаются полномочия Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Основная функция этого органа - координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны.[34]

В заключении отметим, что граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.


2.3 Возникновение и прекращение прав на коммерческую тайну


Правоотношения - динамическое явление. Они возникают, изменяются, прекращаются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, то есть с юридическими фактами. Таким образом, юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Ранее было выяснено, что существует ряд субъектов прав на коммерческую тайну, наделенных определенными правомочиями, следовательно, существует такой момент, с которого указанные правомочия начинают действовать, и момент, с которого они прекращаются. Другими словами, необходимо определить основания и порядок возникновения и прекращения прав на коммерческую тайну.

На каком же основании возникает и прекращается правовая охрана прав на коммерческую тайну?

Закон о коммерческой тайне свидетельствует о том, что право установления режима коммерческой тайны имеет обладатель указанной информации (ст.7 Закона о коммерческой тайне) и именно он самостоятельно определяет критерии отнесения вновь получаемой информации к коммерческой тайне (ст.4). Другими словами, в момент установления указанного режима лицо из обладателя информации становится обладателем коммерческой тайны. Таким образом, первым основанием возникновения права на коммерческую тайну можно считать установление режима коммерческой тайны в отношении определенной информации. Как отмечает Э.Я. Соловьев[35], информация переводится в разряд охраняемой приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

Однако среди субъектов прав на коммерческую тайну существует еще и контрагент - лицо, которое получило доступ к коммерческой тайне на законном основании, в основном, по соответствующему договору (трудовому либо гражданско-правовому). В отличие от обладателя, контрагент обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном между контрагентом и обладателем коммерческой тайны. В других случаях контрагент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем. Таким образом, следующим основанием возникновения права на коммерческую тайну является заключение договора о передаче информации, составляющей коммерческую тайну, между ее обладателем и контрагентом.

Поскольку заключением соответствующего договора законные основания доступа к коммерческой тайне не исчерпываются, следует отметить тот факт, что органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации. Данные отношения не регулируются гражданским правом, однако так или иначе затрагивают интересы обладателя коммерческой тайны. Органы государственной власти обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, от разглашения и неправомерного использования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна. Исходя из определения контрагента, указанные должностные лица органов власти не могут считаться таковыми, однако в соответствии со ст.13 Закона о коммерческой тайне они обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации. Таким образом, налицо еще одно основание возникновения прав на коммерческую тайну - получение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностным лицом органов государственной власти на основании его служебного положения. Повторим, что отнесение указанного основания к гражданско-правовым является весьма спорным, поскольку коммерческая тайна, передаваемая государственным органам, ни в коем случае не может быть ими использована и охраняется в режиме теперь уже служебной тайны. Кроме того, гражданское право не содержит такого специального субъекта как органы государственной власти или должностные лица органов государственной власти, и правоотношения с их участием регулируются скорее нормами публичного, нежели частного права. Кроме того, можно также выделить еще одно основание возникновения прав на коммерческую тайну. В данной ситуации присутствует одновременно два основания возникновения прав на коммерческую тайну. С одной стороны, это установление в отношении информации режима коммерческой тайны, о котором подробно было сказано ранее (следует отметить, что при этом возникнет «новая» коммерческая тайна, то есть одна и та же информация в качестве собственной будет дважды охраняться в режиме коммерческой тайны разными субъектами), а с другой - получение информации, составляющей коммерческую тайну другого лица в ходе самостоятельного и независимого исследования. Полная самостоятельность действий при получении информации, составляющей коммерческую тайну другого лица, может быть доказана «исследователем» путем указания на сведения, анализ которых послужил получению указанной коммерческой тайны. В данном случае можно провести аналогию с таким условием патентоспособности объектов промышленной собственности как новизна (неизвестность из предшествующего уровня техники). Другими словами, как указывает Закон о коммерческой тайне, информация, составляющая коммерческую тайну, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является третье лицо.

Следует отметить то обстоятельство, что, несмотря на возникновение у обладателя права на информацию, составляющую коммерческую тайну, данное лицо сохраняет обязанность предоставления информации органам государственной власти.

Среди основных понятий, введенных Законом (ст. 3), следует отметить такие, как предоставление коммерческой тайны и ее разглашение. Под предоставлением коммерческой тайны понимается ее передача обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Разглашением коммерческой тайны считается действие или бездействие, в результате которого коммерческая тайна в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия ее обладателя либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Таким образом, можно говорить о том, что подавляющее большинство споров, связанных с коммерческой тайной, касаются ее предоставления уполномоченным государственным органам.

Более того, в ст. 15 предусмотрена ответственность (без указания на ее вид) обладателя коммерческой тайны за ее непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, а также за воспрепятствование ее получению должностными лицами этих органов тайне и на определение перечня и состава такой информации с учетом исключений, о которых будет сказано ниже, принадлежит обладателю коммерческой тайны. Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. Коммерческая тайна считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем коммерческой тайны мер по охране ее конфиденциальности, а также если получающее информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что она является коммерческой тайной, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу коммерческой тайны лицо не имеет на ее передачу законного основания.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (т.е. в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны), приведен в ст. 5 Закона. Это сведения:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;

- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;

- о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;

- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Что же касается оснований прекращения прав на коммерческую тайну, то здесь следует вспомнить правомочие обладателя на раскрытие информации, составляющей коммерческую тайну (в частности, путем отмены соответствующего режима), вследствие чего она перестает охраняться в указанном режиме. Право на отмену режима коммерческой тайны может быть использовано обладателем только в том случае, если это не нарушает обязательств, принятых им на себя, при заключении лицензионных или иных договоров. Иными словами, если обладатель коммерческой тайны не связан сопутствующими обязательствами, режим коммерческой тайны может быть отменен. Исходя из возможности реализации указанного правомочия можно сделать вывод о том, что одним из оснований прекращения прав на коммерческую тайну является раскрытие обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, путем отмены соответствующего режима. Вместе с тем, можно говорить и об обратном порядке действий правообладателя – отмене режима коммерческой тайны путем раскрытия соответствующей информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты