- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности;
- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения.
К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся: Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; региональные управления ФСКН России; управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.[9]
Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ)[10].
Органами Федеральной службы судебных приставов являются: ФССП России и ее территориальные органы.
Федеральная служба судебных приставов - это орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три. Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации.
В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России.
Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К органам государственного пожарного надзора относятся:
1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.[11]
3. Основные должностные лица органа дознания
«Орган дознания» как учреждение, как система не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо. Применительно к рассматриваемому вопросу этим лицом является «начальник органа дознания», который и олицетворяет собой орган дознания. Следует признать, что те предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Именно поэтому в юридической литературе верным считается суждение о том, что процессуальные документы органов дознания не имеют юридической силы до тех пор, пока они не утверждены руководителем (начальником) органа дознания[12]. Понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности.
3.1 Начальник органа дознания
Начальник органа дознания - руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений.[13]
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:
1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;
2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;
3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;
4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;
5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.
Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения".[14]
3.2 Дознаватель
Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.
В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.
Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуется согласие органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (к ним, например, относятся производство отдельных следственных действий по поручению следователя, поддержание в суде государственного обвинения по поручению прокурора и т. п.).
Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения.[15]
Заключение
Таким образом, дознание как вид процессуальной деятельности и форма предварительного расследования по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу в отношении конкретных лиц и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, но распространяет на них правила производства предварительного следствия за некоторым исключением.
УПК РФ определяет орган дознания как государственный орган и должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание осуществляется различными органами и связано с их основными функциями.
Орган дознания - это учреждение или должностное лицо, на которое законом возложена обязанность производить направленную на обеспечение расследования уголовно процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у нее информации о возможном совершении преступления. К органам дознания относятся государственные органы, которые перечислены ст. 40 УПК РФ.
«Орган дознания» как учреждение, как система не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо. Применительно к рассматриваемому вопросу этим лицом является «начальник органа дознания», который и олицетворяет собой орган дознания.
Начальник органа дознания - руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что среди уголовно-процессуальных функций, возложенных законодателем на органы дознания, особое место занимает расследование преступлений в форме дознания.
Библиография
Нормативные акты
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.11.2009) // СЗ РФ.- 2001.- N 52 (ч. I).- Ст. 4921.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003), (ред. от 13.10.2009) // СЗ РФ.- 2003.- N 22.- Ст. 2066.
3. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 25.11.2009) "О милиции" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР".- 1991.- N 16.- Ст. 503.
4. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 (ред. от 29.05.2006) "О подразделениях милиции общественной безопасности" // СЗ РФ.- 2000.- N 50.- Ст. 4905.
5. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 925 (ред. от 14.02.2009) "О подразделениях криминальной милиции" // СЗ РФ".- 2000.- N 50.-Ст. 4904.
Литература общего содержания
6. А.Е. Лодкин. Дознание: история развития, проблемы, перспективы // Закон и право.- 2007.- №6.- С. 73-76.
7. А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6. С. 45-46.
8. Дознание: история и перспективы / Михаил Бекетов // Уголовное право. - 2008 .- N 4 .- С. 69-73.
9. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.
10. К вопросу о понятии "орган дознания" / Арестова Е. Н. // Российский следователь.- 2009 .- N 3 .- С. 4-7.
11. Макалинский П.В. Практическое руководство для судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907.
12. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.- Система ГАРАНТ, 2009.
13. Уголовный процесс: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
14. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- М., 1998.
15. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004.
[1] Макалинский П.В. Практическое руководство для судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907.- С. 30.
[2] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.11.2009) // СЗ РФ.- 2001.- N 52 (ч. I).- Ст. 4921.
[3] А.Е. Лодкин. Дознание: история развития, проблемы, перспективы // Закон и право.- 2007.- №6.- С. 73-76.
[4] Уголовный процесс: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - С. 128-130.
[5] К вопросу о понятии "орган дознания" / Арестова Е. Н. // Российский следователь.- 2009 .- N 3 .- С. 4-7.
[6] Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 25.11.2009) "О милиции" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР".- 1991.- N 16.- Ст. 503.
[7] Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 925 (ред. от 14.02.2009) "О подразделениях криминальной милиции" // СЗ РФ".- 2000.- N 50.-Ст. 4904.
[8]Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 (ред. от 29.05.2006) "О подразделениях милиции общественной безопасности" // СЗ РФ.- 2000.- N 50.- Ст. 4905.
[9] Дознание: история и перспективы / Михаил Бекетов // Уголовное право. - 2008 .- N 4 .- С. 69-73 .
[10] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003), (ред. от 13.10.2009) // СЗ РФ.- 2003.- N 22.- Ст. 2066.
[11] Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.- Система ГАРАНТ, 2009.
[12] Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- М., 1998. - С. 132.
[13] И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.
[14] А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.
[15] Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004. - С. 71-72.
Страницы: 1, 2