В целях обеспечения контроля за деятельностью открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, органы государственной и муниципальной власти получили возможность вводить, по своему усмотрению, специальное право "золотой акции" <*>, что дает возможность влиять на принятие решений органами управления акционерных обществ.
Для осуществления всех способов приватизации и возникновения частной собственности на объекты приватизации всегда требуется сложный юридический состав. Например, договор и решение административного органа - для возникновения права собственности на жилье; прогнозный план (программа) приватизации имущества, заявка и иные документы, предоставляемые покупателем, внесение задатка для участия в приватизации, заключение договора купли-продажи и т.д. - для возникновения права собственности на предприятие.
§ 6. Право муниципальной собственности
1. Понятие муниципальной собственности давно известно отечественному гражданскому праву. Оно было введено еще в Гражданский кодекс РСФСР 1922г. За последнее время это понятие было развито и закреплено в Законе СССР от 6 марта 1990г. "О собственности в СССР", в Законах РСФСР от 24 декабря 1990г. "О собственности в РСФСР", от 6 июля 1991г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральном законе от 28 августа 1995г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Конституции РФ 1993г. и ГК 1994г.
Законодательное определение места и значения муниципальной собственности среди других форм собственности менялось. Так, в ГК 1922г. муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности и не имела самостоятельного значения. В Законе "О собственности в РСФСР" муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности юридических лиц <*>.
В Конституции РФ 1993г. и Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности.
Законодательное закрепление муниципальной собственности наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности имеет целью приблизить к реальному обладанию материальными благами тех, кому они по праву принадлежат, - народу. Преимущество муниципальной собственности перед государственной заключается в том, что владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления в соответствии с волей и в интересах населения.
2. К субъектам муниципальной собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом, которые регистрируются в Едином федеральном реестре муниципальных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. N 65 "О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации".
Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.
Управление такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).
Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся собственниками вверенного им имущества (ст. ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.
3. В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты.
Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Общим для объектов государственной и муниципальной собственности является также наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную собственность. Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (например, муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).
Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.
Основания возникновения муниципальной собственности, источники ее формирования различны. Их можно условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т.е. специальные способы возникновения муниципальной собственности.
Являясь специальными способами возникновения по отношению к частной собственности, некоторые способы возникновения муниципальной собственности будут общими по отношению к государственной собственности. Например: поступления от приватизации имущества; местные налоги и штрафы; плата, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность (возможна передача объектов из собственности Российской Федерации или из собственности субъекта РФ) и другие способы.
Специальными основаниями возникновения, присущими только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий.
Специальные способы, носящие характер частного случая, названы в Гражданском кодексе РФ. К ним, в частности, относится поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд (ст. 239 ГК), в том числе в связи с изъятием земельного участка.
Общими для всех форм собственности, в том числе и для муниципальной, являются такие основания возникновения, как прибыль муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и многие другие способы.
Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.
4. Осуществляя права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с находящимся в муниципальной собственности имуществом иные сделки.
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения для хозяйственной и иной деятельности. Наделенные властными полномочиями, органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности. Что касается предприятий, учреждений, организаций, не находящихся в муниципальной собственности, действующих на территории муниципалитета в качестве частных юридических лиц, то их взаимоотношения с органами местного самоуправления строятся на основе договора.
Органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, но не могут ограничивать их хозяйственную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, что подтверждает положение о том, что муниципальная собственность наряду с государственной является самостоятельной формой собственности.
Органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов <*>.
Допускается приватизация муниципального недвижимого имущества. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948.
2. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л., 1988.
3. Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.
4. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.
5. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
6. Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999.