Понятие правоотношения и его элементы
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Контрольная работа
на тему: Понятие правоотношения и его элементы
Дисциплина: Правоведение
Студентки Романовская М.Ю.
Группа
Преподаватель
Калининград
2009
Содержание
1.2 Элементы (структура) правоотношения
1.2.3 Субъективное право и юридическая обязанность
1.2.3.1 Субъективное право
1.2.3.2 Юридическая обязанность
Список использованной литературы
Правовые отношения, проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории права и юридической науки в целом. Это определяется тем, что любая правовая проблема есть в конечном итоге проблема правовых отношений, проблема правовых связей субъектов правоотношений. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть знанием о понятии и структуре правоотношения.
Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге, зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение.
Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носители субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантированных государством.
Следует отметить: в теории права толкование правоотношения неоднозначно, что обусловлено различным пониманием его взаимосвязи и соотношения с юридическими нормами. На этом основании выделяют два смысла правоотношения – в широком и узком понимании.
В широком смысле под правоотношением понимается особая форма социального взаимодействия, при которой участники наделяются взаимными правами и обязанностями. При этом осуществление правоотношения обеспечивается самими участниками, а не государством.
Реализация субъективных прав и обязанностей не должна противоречить воле государства и происходит в особом порядке. В этом случае правоотношения возникают не в результате воздействия на общественные отношения норм права, а по причине естесвенноисторической необходимости. В качестве подобного основания признаются естественные права человека, коренящиеся в его природе, в требованиях разума.
Правоотношения в узком смысле рассматриваются как разновидность социального отношения, возникающая в результате воздействия нормы права на фактические общественные отношения. Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория «правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений “жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер”. В этом случае правоотношения представляют собой специфический результат воздействия права на фактическое общественное отношение, которое нуждается в правовой регламентации со стороны государства.
В качестве результата подобного воздействия выступает индивидуализированная юридическая связь между лицами, возникающая на основе норм права и характеризующаяся наличием у них субъективных прав и обязанностей. Следовательно, правоотношение, устанавливаемое на основе юридической нормы, представляет собой форму реализации государственной и проявляющейся в стремлении государства взять определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту.
Воля государства, содержащаяся в норме права и выступающая в форме правила общего характера, через правоотношения превращается в эффективное средство правовой регламентации норм права, поскольку благодаря им установления общего характера переводятся в конкретные субъективные права (управомоченное лицо) и обязанности (обязанное лицо). Подобное узкое понимание правоотношения, урегулированного нормой права, преобладает в юридической науке, поскольку на практике оно составляет содержание большинства социальных взаимодействий.
Таким образом, под правоотношением автор понимает урегулированное правом общественное отношение, участники которого имеют охраняемые государством субъективные права и юридические обязанности.
Признаки правоотношений:
1. Правоотношения представляют собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности людей - типовые образцы тех общественных отношений, которых люди могут или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они реализуются тогда, когда люди выполняют предписания правовых норм, т. е. вступают в правоотношения. Посредством правоотношений правовые нормы воплощаются в жизнь.
2. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект наделен правом, то на другого возлагается обязанность.
3. Правоотношения носят волевой характер. Это проявляется в том, что правоотношения возникают на основе правовых норм, которые являются результатом сознательной деятельности людей. Участники правоотношений реализуют предусмотренные юридическими нормами права и обязанности посредством своих сознательных действий.
4. Правоотношения гарантируются государством и охраняются, когда в том возникает потребность, принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то государство принимает принудительные меры к их обеспечению.
5. Правоотношения носят двусторонний характер, т. е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности.
6. Правоотношения играют регулирующую роль, определяя конкретное поведение сторон и внося упорядоченность в общество.
1.2 Элементы (структура) правоотношения
Структура правоотношения — основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.
Структура правоотношения включает в себя четыре необходимых элемента: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность.
1.2.1 Субъекты правоотношений
Субъекты (или стороны) правоотношений - это участники (индивиды и организации) правовых отношений, обладающие взаимными правами и обязанностями.
К индивидам, как субъектам правоотношений, относятся граждане данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством, находящиеся на территории данного государства. Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства - за некоторыми изъятиями. К организациям (коллективным субъектам правоотношений) относятся государственные, общественные и частные организации и государство в целом. Права и обязанности организаций определены законом.
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.
В настоящее время огромное многообразие субъектов правоотношений можно сгруппировать в две основные группы: индивидуальные и коллективные.
Все индивидуальные субъекты – граждане определённого государства, иностранные граждане, лица без гражданства и лица с двойным гражданством – объединяются понятием “физическое лицо”. В современном понимании “физическое лицо” как субъект права отождествляется, по существу, с живым человеком, обладающим правоспособностью и дееспособностью. Физическое лицо, писал Г. Ф. Шершеневич, “это субъект права, совпадающий с человеком”.
Граждане – самые многочисленные субъекты права. Они могут вступать в разнообразные правовые отношения: трудовые, семейные, избирательные, налоговые, и т.д. Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закреплённые в актах международного права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть также участниками разнообразных правовых отношений, но они не имеют избирательных и других политических прав, на них не распространяется воинская обязанность. Так, в ст. 15 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” записано: “Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала”.
Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями.
Организации как субъекты права могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство в целом.
Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на три группы:
1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;
2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;
3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казённые предприятия). Государство несёт субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).
Страницы: 1, 2