Согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайства о проведения следственного действия выражается в виде резолюции на постановлении следователя.
В случае отсутствия достаточных оснований прокурор отказывает в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственного действия. Отказ прокурора дать такое согласие должен быть зафиксирован в постановлении следователя и подтвержден подписью прокурора. Одновременно прокурор вправе дать следователю указание обеспечить достаточность оснований для возбуждения перед судом ходатайства о проведении данного следствия и представить ему ходатайство для повторного рассмотрения.
После получения согласия прокурора ходатайство следователя о проведении следственного действия немедленно препровождается в районный или военный суд соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или следственного действия.
Момент поступления ходатайства о проведении следственного действия в суд и соответственно начало течения 24-часового срока рассмотрения ходатайства ком должны быть зафиксированы с точностью до минуты. 0 времени рассмотрения судом ходатайства о проведении следственного действия следователь и прокурор должны быть заблаговременно уведомлены.
Судья, принявший ходатайство о проведении следственного действия к своему рассмотрению, в заранее определенное время открывает судебное заседание и рассматривает ходатайство с участием следователя и прокурора, если они заявили о своем желании принять участие в судебном заседании. Неявка в суд следователя и прокурора, своевременно извещенных о времени начала судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства и принятию по нему судьей итогового решения.
В случае удовлетворения ходатайства следователя, поддержанного прокурором, судья выносит мотивированное постановление о производстве следственного действия. При отказе в удовлетворении ходатайства судьей выносится постановление с изложением мотивов отказа.
Решение судьи о проведении следственного действия или об отказе в его проведении вступает в силу немедленно после его подписания и провозглашения судьей. Возможность обжалования данного постановления законом не предусмотрена.
О производстве в исключительных случаях осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска без получения судебного решения следователь обязан уведомить прокурора и судью в течение двадцати четырех часов. Прокурор, получив уведомление о начатом и продолжаемом без его согласия следственном действии, производимом в обычной ситуации не иначе как по решению судьи, в случае выявления нарушения законности вправе и обязан вмешаться в проведение следственного действия и потребовать от следователя приостановления или прекращения его производства.
Постановление судьи о законности ли незаконности следственного действия, проведенного следователем в порядке исключения без надлежащего судебного решения, направляется следователю для приобщения вместе с результатами следственного действия к материалам уголовного дела. Доказательства, признанные недопустимыми вследствие нарушения следователем закона при их получении, также должны находиться в уголовном деле.
В случаях, предусмотренных законом, в производстве следственного действия обязательно участие понятых. С участием понятых производятся: 1) осмотр;2)эксгумация и осмотртрупа;3) следственный эксперимент; 4) обыск; 5) выемка;6)осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений; 7) осмотр и прослушивание фонограммы с результатами записи телефонных и иных переговоров; 8) предъявление для опознания; 9) проверка показаний на месте.
Несоблюдение правила о проведении соответствующего следственного действия с участием не менее двух понятых влечет признание полученных в результате следственного действия доказательств недопустимыми.
Понятые привлекаются в количестве более двух, когда возникает необходимость одновременного осмотра нескольких участков местности на большой территории, обыска или выемки в ряде помещений, чтобы обеспечить присутствие понятых при выполнении всех производимых в ходе следственного действия операций по выявлению следов преступления, изъятию предметов и т. д.
Допустимость проведения следственного действия без понятых определяется отсутствием реальной возможности своевременно привлечь их к участию в следственном действии в связи с его проведением вдали от населенных пунктов, дорог или отсутствием транспорта, пригодного для доставления понятых к месту проведения следственного действия, а также наличием опасности для их жизни и здоровья.
В случае принятия решения о проведении следственного действия без участия понятых следователь обязан привести в протоколе следственного действия конкретные данные, указывающие на невозможность обеспечить участие понятых в данном следственном действии.
Разъяснение понятым их прав, обязанностей и ответственности подлежит обязательной фиксации в протоколе следственного действия.
Понятые обязаны участвовать в следственном действии от начала его проведения до завершения составлением протокола. Если непосредственно после проведения следственного действия составить протокол не представляется возможным, понятые подписывают его позднее при вызове к следователю.
На стадии предварительного расследования следственные действия могут проводить следователь, дознаватель, прокурор, орган дознания, которые обязаны соблюдать все требования закона, предъявляемые к порядку проведения того или иного следственного действия.
Таким образом, для решения задач уголовного судопроизводства уполномоченное должностное лицо по своему решению производит то или иное следственное действие, но с учетом тех требований и порядка, которые закреплены УПК РФ. Кроме того, при расследовании преступлений могут производиться только те следственные действия, которые предусмотрены уголовно – процессуальным законодательством.
2. Следственный осмотр: виды, участники и порядок производства
Осмотр — это следственное действие, заключающееся в непосредственном ознакомлении лица, его производящего, с различными объектами с целью обнаружения и закрепления следов преступления и других вещественных доказательств, выявления обстановки происшествия и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Порядок производства осмотра регламентирован ст. 176-178 УПК РФ.
Задачами осмотра являются: а) обнаружение следов преступления; б) обнаружение других объектов, которые могут быть приобщены к делу в качестве вещественных доказательств; в) выяснение обстановки происшествия; г) выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Производство осмотра охватывает также: отражение (фиксирование) в протоколе всех действий следователя и всего обнаруженного в той последовательности и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра; описание и перечисление всего изъятого при осмотре; принятие мер к сохранению изъятых в процессе осмотра предметов и документов.
Своевременное и качественное проведение осмотра дает возможность выявить следы и предметы, указывающие на личность преступника, а иногда и на мотивы его действий, позволяет уяснить обстановку и событие преступления, характер и механизм содеянного. Данные осмотра способствуют построению версий и разработке средств их проверки.
В принципе осмотр может проводиться неоднократно. Однако ошибки, допущенные при первом осмотре (места происшествия, объектов, подверженных изменению), часто оказываются непоправимыми, а пробелы невосполнимыми.
При осмотре выявление фактических данных происходит путем непосредственного восприятия участниками осмотра обстоятельств совершенного преступления. Сам термин "осмотр" следует понимать как условный, обозначающий непосредственное ознакомление с объектами при помощи всех органов чувств. Несмотря на то, что в ходе осмотра могут применяться различные криминалистические средства, специальная техника, все равно результаты применения этих средств воспринимаются именно органами чувств.
Виды осмотра: места происшествия, местности, жилища, предметов и документов, почтово-телеграфной корреспонденции, помещений, трупов.
Участники осмотра:
- лицо, производящее осмотр;
- понятые.
В ходе осмотра могут присутствовать:
- сотрудники оперативных подразделений;
- специалисты (в области судебной медицины, криминалистики и т. д.);
- представитель организации, в помещениях которой производится осмотр, лицо, проживающее в осматриваемом жилище, и т. д.;
- свидетели, подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, эксперты.
Закон разрешает в ходе осмотра производить измерения, фотографирование, видеозапись, снятие слепков, оттисков следов, составлять схемы и планы, а также изымать предметы, имеющие отношение к делу. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
В протоколе осмотра описываются все действия лиц, производящих осмотр, фиксируются обстоятельства, обнаруженные при осмотре. Все действия излагаются в той последовательности, в которой они совершались. Установленные факты заносятся в протокол в том виде, в котором они наблюдались в момент производства следственного действия. В случае использования при осмотре каких-либо технических средств, об этом также указывается в протоколе осмотра. Протокол осмотра должен быть написан в ясных и понятных выражениях с использованием общепринятых терминов и наименований, в нем необходимо полно и точно описать все то, что обнаружено и выявлено в процессе проведения следственного действия.
Место происшествия и обнаруженные предметы описываются последовательно - от общего к частному. Если в протоколе отмечается размер предметов или расстояние между ними, то это делается в общепринятых единицах измерения (метры, сантиметры, миллиметры). Не следует в протоколе ограничиваться общей характеристикой обследуемого места; в нем должна быть детально, исчерпывающим образом описана не только обстановка места происшествия, но и все предметы, подвергнутые осмотру; должны быть зафиксированы фактические данные, полученные в результате непосредственного обнаружения и наблюдения обстановки и предметов, но не получают отражения объяснения лиц и умозаключения следователя или специалиста по поводу процесса образования следов и т. п.
При осмотре (на месте происшествия или вне его) следов рук, ног, зубов, транспорта, животных, орудий взлома и инструментов, а также огнестрельного оружия в протоколе осмотра должны быть указаны: а) место, где обнаружены следы; б) их количество, характер, форма, индивидуальные признаки; в) примененные средства для выявления следов; г) средства и приемы их изъятия (изготовлен слепок, изъят в натуре т. п.); д) проводилось ли фотографирование и т. п. В протоколе четко и определенно отражается, каким образом и с какого предмета следы изъяты или скопированы.
Отражая в протоколе результаты осмотра предметов, следователь во всяком случае обязан указать: наименование осматриваемого объекта, его местонахождение (если осмотр производится на месте обнаружения), индивидуальные признаки характер повреждений, наличие любых фактических данных (в том числе следов),которые могут иметь значение для дела.
В связи с осмотром трупа в протоколе должны быть отражены: а) данные, относящиеся к характеристике внешнего вида трупа (пол, примерный возраст, телосложение); б) расположение трупа по отношению к окружающим предметам; в) поза, в которой находился труп в момент осмотра, расположение отдельных частей тела; какая одежда и обувь находится на трупе, состояние одежды и обуви, наличие повреждений, загрязнений, пятен; д) обнаруженные на трупе и в одежде предметы (веревка, нож и т. п.); е) характер трупных явлений; ж) наличие повреждений трупе, их характер и внешние признаки; з) наличие пятен на трупе, одежде и на месте его расположения; и) иные данные, имеющие значение для дела; к) имеющиеся приметы на трупе, если он не опознан; л) факты фотографирования и дактилоскопирования трупа; м) куда направлены труп, одежда, обувь, иные обнаруженные предметы, а также документы.