Предприниматели и предприятия должны легитимироваться с помощью регистрации. Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта предпринимательского права государство, то есть Российская Федерация в целом и входящие в нее субъекты РФ. В соответствии с Конституцией РФ, конституциями входящих в РФ республик они имеют соответствующую имущественную базу и компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности и руководства ею.
1.2.3 Руководство хозяйственной деятельностью
Субъекты предпринимательского права осуществляют руководство хозяйственной деятельностью или властное государственное воздействие на такую деятельность. Соответственно объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов отличается.
Так, например, у предпринимателей - физических лиц компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в работе своих подразделений, то есть в непосредственном ведении хозяйства. Государство, в компетенции которого преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на основе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества, и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении защиты публичных интересов в сфере экономики. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, установление требований по соблюдению порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.
Хозяйственно-организаторская деятельность государства и регионов как собственников является предпосылкой создания предприятий, определяет содержание их деятельности и условия их прекращения. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, в них государство и регионы выступают в качестве субъектов предпринимательского права, так же, как и в случаях реализации ими властных функций с целью защиты публичных интересов.
1.2.4 Наличие хозяйственной компетенции
Необходимым элементом правосубъектности является хозяйственная компетенция. Она означает, что субъект имеет возможность приобретать права и обязанности с момента создания и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта наличными правами (на имущество, фирму, выбор сферы хозяйствования и др.).
1.2.5 Самостоятельная имущественная ответственность
Признак самостоятельной имущественной ответственности означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами. Так, по обязательствам товариществ субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом несут полные товарищи. Правило о субсидиарной ответственности по долгам общества предусмотрено для участников общества с дополнительной ответственностью (в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов). Уставом производственного кооператива может быть предусмотрена субсидиарная ответственность членов кооператива по его обязательствам. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. В соответствии со ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Предприниматели и организации, ведущие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), то есть предусматривается полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Ранее действовавшее законодательство устанавливало иные правила. Так, в соответствии со ст. 98 Гражданского кодекса РСФСР, взыскание по претензиям кредиторов не могло быть обращено на здания, сооружения, оборудование и другое имущество государственных организаций, относящееся к основным средствам.
Вывод: Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.
Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:
· граждане РФ, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности;
· граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РФ;
· объединения граждан – коллективные предприниматели (партнеры).
Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью, возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации гражданина в порядке, установленном законодательством РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие.
2. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
2.1 Понятие индивидуальной формы предпринимательства
Индивидуальные предприниматели — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это общее положение о праве на предпринимательскую деятельность сформулировано в ст. 18, 23 ГК.
Предпринимательская деятельность как экономическое явление может осуществляться физическим лицом и без государственной регистрации. Например, в силу п. 4 ст. 23 ГК гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Кодекса об обязательствах, связан-ных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, к предпринимателям без образования юридического лица некоторые ученые относят и так называемых частнопрактикующих лиц (адвокатов, детективов, нотариусов), хотя действующее законодательство не рассматривает нотариальную и адвокатскую деятельность в качестве предпринимательской.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 11 НК в контексте данного Кодекса под индивидуальными предпринимателями понимаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Такая формулировка порождает справедливый вопрос о возможности применения норм налогового законодательства к частнопрактикующим лицам без учета специфики характера адвокатской и нотариальной деятельности. Именно такой вопрос возник в практике Конституционного Суда РФ по жалобе гражданки Притулы Г. Ю., нотариуса. По мнению Конституционного Суда РФ, анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 НК свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей данного Кодекса. Причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. «Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК). Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со ст. 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли».
Интересен и такой вывод Конституционного Суда РФ: отнесение частных нотариусов как субъектов налоговых обязательств к одной группе с индивидуальными предпринимателями вытекает из особенностей статусных характеристик частных нотариусов.
В частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. и 23 декабря 1999 г. отмечается, что деятельность занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов — особая юридическая деятельность, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов (адвокатов).
Однако определенная схожесть статусных публично-правовых характеристик нотариусов и адвокатов не исключает, по мнению Конституционного Суда РФ, возможности применения законодателем социально оправданной дифференциации в правовом регулировании налоговых отношений применительно к этим категориям самозанятых граждан. Таким образом, данное в Налоговом кодексе РФ определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения — как норма прямого действия — абзац четвертый п. 2 ст. 11 НК не имеет. Таков общий вывод Конституционного Суда РФ по жалобе частного нотариуса.
В теоретическом плане фигура индивидуального предпринимателя вызывает ряд принципиальных вопросов. Во-первых, надо всесторонне оценить предложение рассматривать в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Действительно, с экономической точки зрения такая деятельность является предпринимательской, поскольку отвечает всем необходимым свойствам. Во-вторых, такая деятельность является незаконной; отсутствует государственная регистрация субъекта предпринимательства.
Правовой режим незаконного предпринимательства порождает различные правовые последствия. Гражданский кодекс РФ (п. 4 ст. 23) не позволяет указанным лицам ссылаться в отношении заключенных ими при этом сделок на то, что они не являются предпринимателями. Равным образом, Налоговый кодекс РФ считает налогоплательщиками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.
Логика законодателя здесь понятна: защитить, с одной стороны, частные интересы стороны в гражданско-правовой сделке, с другой — публичные интересы государства посредством взыскания налога (сбора).