Так, согласно Указаниям к архитектурно-планировочным характеристикам относятся:
1. типы жилых домов (квартир) – в соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь с учетом архитектурно-планировочных особенностей типовых серий жилых домов, возводимых в районах массовой застройки в областях республики;
2. функциональное зонирование квартиры с выделением групп жилых, подсобных помещений, открытых помещений (в том числе остекленных лоджий, не являющихся эвакуационными, с разработкой соответствующих архитектурных и конструктивных решений), для индивидуальных жилых домов – наличие веранд, чердачного пространства (с возможностью его приспособления в перспективе под жилье);
3. наличие санитарно-гигиенических помещений (санузел, ванная, уборная);
4. организация для первых этажей зданий под лоджиями помещений, используемых в качестве хозяйственных кладовых (с обеспечением условий дымоудаления из подвальных и цокольных этажей согласно действующим нормам);
5. архитектурно-планировочное обеспечение требований инсоляции помещений;
6. благоустройство придомовой территории с созданием мощения, озеленения, необходимых по нормативам площадок и оборудования, организация перед фасадом (исключая фасады, ориентированные на магистрали и улицы) озелененных приквартирных участков с выходом на них непосредственно из квартир первого этажа [11].
К техническим характеристикам квартирных жилых домов, возводимых в городах и поселках городского типа относятся
1. обеспечение источниками теплоснабжения, электроснабжение, водоснабжение, канализация, радиофикация, телефикация, телефонизация, мусороудаление;
2. обеспечение нормативных требований по теплотехническим характеристикам ограждающих конструкций;
3. оборудование зданий приборами учета и регулирования;
4. обеспечение вентилирования жилых помещений;
5. устройство защитных ограждений лоджий первых этажей (не являющихся эвакуационными), усиленной конструкции дверей для выходов на озелененный приквартирный участок;
6. обеспечение защиты инженерного оборудования жилых домов от доступа посторонних лиц и преднамеренного или случайного механического воздействия на источники электрического освещения и электровыключатели во вспомогательных помещениях жилого дома, на элементы наружного освещения;
7. установка укрепленных входных дверей в жилые дома (подъезды домов), оборудование входов в многоквартирные жилые здания домофонами с учетом выпускающихся в Республике Беларусь охранно-переговорных устройств либо кодовыми устройствами;
8. применение строительных конструкций, материалов, оборудования в соответствии со строительными нормами [11, п. 4].
При создании жилых помещений типовых потребительских качеств квартирных жилых домов, возводимых в городах и поселках городского типа также как и при создании квартирных жилых домов, возводимых в сельской местности следует обеспечивать:
1. долговечность и архитектурно-художественную выразительность конструктивных элементов и наружной отделки домов;
2. защиту выступающих конструкций цоколей от атмосферных воздействий, устройство козырьков над входами;
3. создание эксплуатируемых чердаков в зданиях высотой до пяти этажей включительно, использование высокоэффективных кровельных материалов в случае устройства плоской кровли над жилыми домами высотой более пяти этажей;
4. организованный водосток с кровель для стен эффективных видов отделки, использование долговечных красящих составов.
Также следует обратить внимание на то, что помимо архитектурно-планировочных характеристик и технических норм следует учитывать санитарное состояние жилого помещения. Так, каждое жилое помещение должно соответствовать санитарно-техническим нормам и требованиям, обеспечивающим комфортное и, в первую очередь, безопасное проживание в жилом помещении. При несоответствии данным характеристикам жилое помещение признается непригодным для проживания.
Рассмотрение вопросов признания жилых помещений непригодными для проживания или несоответствия их санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, возлагается на постоянно действующую межведомственную комиссию, образуемую районным, городским, районным в городе исполнительным или распорядительным органом [9, п. 5].
Постоянно действующая межведомственная комиссия состоит из заместителя председателя (главы администрации) исполнительного или распорядительного органа (председатель комиссии), руководителя органа управления жилищно-коммунального хозяйства исполнительного или распорядительного органа, представителей органов санитарно-эпидемиологического надзора и государственного пожарного надзора, соответствующего домового комитета, а также органов, ведающих вопросами архитектуры и строительства, осуществляющих регистрацию и техническую инвентаризацию.
При рассмотрении вопроса о непригодности для проживания жилых помещений, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в состав указанной комиссии включается также председатель или секретарь поселкового, сельского исполнительного или распорядительного органа.
Во время осмотров состояния жилых помещений проверяются:
1. техническое состояние основных конструктивных элементов – фундаментов, подвальных помещений, стен (включая стыки панелей в крупнопанельных жилых домах), перекрытий, перегородок, полов, лестниц, крыш и кровель, чердачных помещений, балконов, лоджий, входов, карнизов, козырьков и других элементов фасадов, дверей и окон, а также инженерного оборудования жилых помещений;
2. степень благоустройства жилого помещения и придомовой территории (наличие холодной и горячей воды и снабжение ею, состояние канализации, электроснабжения и газоснабжения, дорог, отмосток, тротуаров, коммуникационных сетей и сооружений, зеленых насаждений, газонов, детских площадок);
3. санитарно-гигиенические условия (инсоляция, степень вибрации, шум) [9].
Условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания (далее Условия), устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством архитектуры и строительства и Министерством здравоохранения.
Также данные условия определяют перечень дефектов, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодными для проживания [12].
Для жилых помещений в зависимости от значимости и наличия дефектов устанавливаются две категории санитарно-технического состояния:
1. к первой категории относятся жилые помещения, пригодные для проживания, но не соответствующие санитарным и техническим требованиям;
2. ко второй категории относятся жилые помещения, непригодные для проживания.
Невозможность устранения дефектов первой категории санитарно-технического состояния в отдельных жилых комнатах и признание их не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, могут рассматриваться только в том случае, если отдельные жилые комнаты являются предметом самостоятельного договора найма жилого помещения или принадлежат гражданину на праве собственности.
Пункт 5 Условий определяет перечень дефектов жилых помещений первой категории санитарно-технического состояния:
1. размещение жилых помещений в цокольных этажах жилых домов, за исключением тех, в которых санитарные и технические показатели соответствуют допустимым и исключена возможность их затопления ливневыми водами и канализационными фекалиями (в случае засоров);
2. жилые помещения, устроенные в чердаках, за исключением тех, в которых санитарные и технические показатели соответствуют допустимым;
3. наличие в домах встроенных помещений, запрещаемых Строительными нормами Беларуси 3.02.04–03 «Жилые здания», утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 августа 2003 г. №165, и СанПиН №9–27–94 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания жилых домов», утвержденными заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь, Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь, к размещению в жилых зданиях [6];
4. отсутствие специальной вентиляции и звукоизоляции встроенных нежилых помещений;
5. отсутствие кухонь;
6. отсутствие естественного освещения и вентиляционных каналов в кухнях;
7. несоблюдение санитарных правил и норм по инсоляции;
8. высота этажа от пола до потолка в жилых помещениях менее 2,4 м;
9. окно (окна) жилой комнаты выходят под арку или в крытую галерею, если такая жилая комната не имеет других окон;
10. расстояние между окнами жилой комнаты и стеной противоположного здания или сооружения до 3 м включительно при отсутствии других окон в жилой комнате;
11. вход в уборную осуществляется непосредственно из жилой комнаты;
12. наличие отдельных конструктивных элементов, техническое состояние которых близкое к аварийному;
13. жилые комнаты находятся над помещениями с большим тепловыделением, и температура воздуха на расстоянии 1,5 м от уровня пола в ней превышает 25 градусов С при температуре пола выше 28 градусов С;
14. несоответствие параметров микроклимата санитарным правилам;
15. расположение жилых помещений в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, в которых степень загрязнения атмосферного воздуха, уровень шума, вибрации, напряжения электромагнитных полей превышают предельно допустимые концентрации и предельно допустимые уровни;
16. расположение жилых домов по отношению к транспортным дорогам меньше размеров, указанных в нормативных документах;
17. применение в конструкциях жилых помещений материалов, запрещенных санитарно-эпидемиологическими нормами [12];
Перечень дефектов жилых помещений второй категории санитарно-технического состояния устанавливается пунктом 6 Условий. Так, к ним относят:
1. физический износ каменных жилых домов свыше 70%, а жилых домов деревянных и со стенами из прочих материалов – свыше 65%, установленный детальным обследованием в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
2. аварийное состояние жилых помещений, устранение которого невозможно [12].
Если во время обследования жилых помещений будет выявлено несоответствие этих жилых помещений санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, которые можно и целесообразно устранить путем проведения ремонта, жилищно-эксплуатационная организация (собственник) решает в установленном порядке вопрос о производстве такого ремонта за счет средств собственника жилых помещений либо юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого он находится.
В случае невозможности или нецелесообразности проведения ремонта жилищно-эксплуатационная организация (собственник) вносит предварительные списки с актами обследования жилых помещений на рассмотрение постоянно действующей межведомственной комиссии.
В акте обследования состояния жилого помещения должен содержаться вывод о несоответствии жилого помещения санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и невозможности или нецелесообразности проведения ремонта с соответствующими обоснованиями. К акту обследования прилагается технический паспорт жилого помещения с данными о его физическом износе, а при необходимости – заключения проектной или научно-исследовательской организации, органов санитарно-эпидемического надзора.
Подготовка акта о признании жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, или непригодным для проживания производится постоянно действующей межведомственной комиссией, которая:
1. рассматривает представленные жилищно-эксплуатационной организацией (собственником) документы;
2. проверяет обоснованность заключений о невозможности или нецелесообразности проведения ремонта жилого помещения;
3. обследует при необходимости состояние жилого помещения и составляет соответствующий акт;
4. устанавливает причины неудовлетворительного состояния жилого помещения и при наличии вины в этом должностных лиц ставит вопрос о привлечении их к ответственности;
5. при признании жилого помещения непригодным для проживания вносит в исполнительный или распорядительный орган соответствующее предложение [9, п. 7].
Исполнительный или распорядительный орган рассматривает представленные постоянно действующей межведомственной комиссией материалы и принимает решение относительно пригодности жилого помещения для проживания.
В случаях, когда исполнительный или распорядительный орган придет к заключению о возможности и целесообразности устранения несоответствия жилого помещения санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, путем проведения ремонта, он принимает решение о производстве такого ремонта за счет средств собственника жилого помещения либо юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого он находится.
Если жилое помещение признается исполнительным или распорядительным органом не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания, то указанный орган вносит в областной (Минский городской) исполнительный комитет предложение о восстановлении жилых помещений для использования по назначению, переоборудовании для использования в других целях (переводе в нежилое) или сносе непригодного для проживания жилого помещения. При этом решение согласовывается с собственником либо юридическим лицом, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится такое помещение.
В городах с районным делением такое предложение в областной исполнительный комитет вносится городским исполнительным органом.
Областной (Минский городской) исполнительный комитет рассматривает представленные материалы и принимает решение о восстановлении для использования по назначению, переоборудовании для использования в других целях (переводе в нежилое) или сносе непригодного для проживания жилого помещения [9].
Местные исполнительные и распорядительные органы либо образованные ими органы управления жилищно-коммунального хозяйства, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых имеются жилые помещения, ведут учет непригодных для проживания жилых помещений.
Решение о признании жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, выдается районным, городским, районным в городе исполнительным и распорядительным органом.
Итак, подводя итог вышесказанному, следует уяснить, что жилые помещения должны соответствовать типовым потребительским качествам жилых помещений, которые обеспечивают безопасное проживание, санитарно-гигиенический комфорт и иные социальные функции.
Так, приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №303 были утверждены Указания по определению типовых потребительских качеств жилых помещений.
Указания устанавливают архитектурно-планировочные и технические характеристики квартирных жилых домов, обеспечивающие гарантируемые государством безопасность проживания, санитарно-гигиенический комфорт, социально-функциональные требования в соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь.
Законодательством Республики Беларусь установлены также и условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, которые устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством архитектуры и строительства и Министерством здравоохранения.
Также данные условия определяют перечень дефектов, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодными для проживания.
Что же касается назначения жилого помещения, то исходя, в первую очередь, из определения жилого помещения и различных архитектурно-планировочных, технических и санитарных характеристик, то самым основным назначением данного помещение является возможность комфортного и безопасного проживания человека. Именно на этом основана государственная политика в области жилищного законодательства.