Порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
Оглавление
Введение
1. Стабильность конституции гарантии её обеспечения, зарубежный опыт
2. Порядок принятие поправок к Конституции Российской Федерации, порядок изменения Конституции Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование проблемы правосознания как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления. Одной из таких форм является конституционное правосознание.
Объект исследования - общественные отношения в сфере конституционного права, складывающиеся по поводу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотра.
Предмет исследования - Конституция и иное законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок и особенности принятия поправок в Конституцию и ее изменение.
Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра. Чтобы достигнуть цели, предлагаю решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать историю развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года
2. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
3. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
4. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
Степень разработанности темы. Однако после принятия Основного закона снова появились разногласия по поводу реформирования Конституции. В частности, по этому вопросу в своих статьях высказывали мнение такие юристы как А.А. Белкин, Е.А. Лукьянова, Т.Я. Хабриева, Осейчук В.И. и другие. Мнения данных правоведов можно найти в различных правовых журналах.
Структура работы. Работа в структурном плане состоит одной главы заключающей в себе 3 параграфа, введения и заключения. Приведен список используемых нормативно-правовых актов и литературы.
1. Стабильность конституции и гарантии ее обеспечения, зарубежный опыт
Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа.
Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.
Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности с другими политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.
Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.
Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию - вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Конституция, в отличие от предшествующих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71).
Тем самым, Конституция свидетельствует о том, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Порядок образования Конституционного Собрания будет определен, в соответствии с Конституцией, федеральным конституционным законом.
Конституция в ст. 134 ввела новую норму, определяющую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок. По прежней Конституции этот вопрос не регламентировался, и на практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции. Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
На повышение стабильности Конституции направлено и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Предложение о пересмотре статей этих глав требует очень значительной поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации, как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.
Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Кроме этого, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.
Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся изменения в ст. 65. При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур.
Внесение изменений в конституцию совсем не редкое явление в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения со времени их принятия. Так, в Конституцию США со времени ее принятия было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч). В Конституцию Финляндии существенные поправки вносились в 1926, 1930, 1943, 1950 годах. В 1974 г. Конституционный комитет разработал важные поправки к конституции, затрагивающие такие серьезные вопросы, как разграничение полномочий президента, других государственных органов, основные экономические и социальные права человека, охрана прав собственности. В 1986 г. в Греции была принята серия поправок к Конституции 1975 г., лишивших президента ряда важных полномочий, в том числе права смещения премьер-министра, права провозглашать чрезвычайное положение, а также ограничивающих его права распускать парламент, объявлять референдум. В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80-х - начале 90-х годов было внесено более 300 поправок.
В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (Конституция Японии 1947 г., Конституция Дании 1953 г. и др.).
Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона (Израиль, Индия, Монако, Новая Зеландия, Саудовская Аравия).
Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени (например, в Греции поправки должны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110 Конституции).
В некоторых странах различные части конституции изменяются по-разному. Так, положения Конституции Индии об исполнительной и судебной власти, о выборах президента и другие изменяются решением, принятым двумя третями голосовавших членов обеих палат парламента страны с последующим одобрением не менее половины законодательных собраний штатов. А поправки, связанные с перечнем штатов и союзных территорий, принимаются простым большинством голосов членов парламента.
В некоторых конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще отдельных положений конституции. Так, в ст. 89 Конституции Франции 1958 г. записано: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139 Конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления. Не допускается изменение Основного закона Германии, «затрагивающее разделение федерации на земли, принципы участия земель в законодательстве или принципы, записанные в статьях 1 и 20» (ч. 3 ст. 79); ст. 1 закрепляет неприкосновенность человеческого достоинства и нерушимость и неотчуждаемость прав человека, а ст. 20 - основы конституционного строя. Конституцией Греции запрещено вообще изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики.