Порядок исчисления и уплаты банками ЕСН

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;

4) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

5) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.

Наблюдается более широкая социальная направленность действующих законодательных норм. Так, в состав подлежащих налогообложению доходов не включаются суммы, выплаченные работодателями за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:

1) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок);

2) суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

3) суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами;

4) оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей.

В отличие от ранее действовавшего порядка, введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога. Организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение одного налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами.

Существует довольно широкий перечень иных льгот для организаций инвалидов, лечебно-оздоровительных, научных, культурных учреждений по данному налогу, но на банки они не распространяются.


Ставки налога


Единый социальный налог начисляется по соответствующим ставкам в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика. Шкалы ставок ЕСН построены по принципу регрессного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога и, соответственно, сумма налога (табл. 1).

Таблица 1



+-----------+---------+---------+----------------------+---------+

¦ Налоговая ¦Федераль-¦Фонд     ¦ Фонды обязательного  ¦  Итого  ¦

¦   база    ¦ный бюд- ¦социаль- ¦     медицинского     ¦         ¦

¦ на каждое ¦жет      ¦ного     ¦     страхования      ¦         ¦

¦физическое ¦         ¦страхо-  +----------+-----------+         ¦

¦   лицо    ¦         ¦вания    ¦Федераль- ¦Террито-   ¦         ¦

¦нарастающим¦         ¦Россий-  ¦ный фонд  ¦риальные   ¦         ¦

¦  итогом   ¦         ¦ской     ¦обязатель-¦фонды      ¦         ¦

¦ с начала  ¦         ¦Федерации¦ного меди-¦обязатель- ¦         ¦

¦   года    ¦         ¦         ¦цинского  ¦ного меди- ¦         ¦

¦           ¦         ¦         ¦страхо-   ¦цинского   ¦         ¦

¦           ¦         ¦         ¦вания     ¦страхования¦         ¦

+-----------+---------+---------+----------+-----------+---------+

¦     1     ¦    2    ¦    3    ¦     4    ¦     5     ¦    6    ¦

+-----------+---------+---------+----------+-----------+---------+

До 280 000  20,0 про- 2,9 про-  1,1 про-   2,0 про-    26,0 про-

рублей      цента     цента     цента      цента       цента



От 280 001  56 000    8 120     3 080 руб- 5 600 руб-  72 800

рубля       рублей    рублей    лей + 0,6  лей + 0,5   рублей

до 600 000  + 7,9     + 1,0     процента   процента    + 10,0

рублей      процента  процента  с суммы,   с суммы,    процента

             с суммы,  с суммы,  превы-     превы-      с суммы,

             превы-    превы-    шающей     шающей      превы-

             шающей    шающей    280 000    280 000     шающей

             280 000   280 000   рублей     рублей      280 000

             рублей    рублей                           рублей



 Свыше       81 280    11 320    5 000      7 200       104 800

600 000     рублей    рублей    рублей     рублей      рублей

рублей      + 2,0                                      + 2,0

             процента                                   процента

             с суммы,                                   с суммы,

             превы-                                     превы-

             шающей                                     шающей

             600 000                                    600 000

             рублей                                     рублей.

------------------------------------------------------------------





Введение регрессивной шкалы преследовало цель избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника снижается размер отчислений ЕСН.

Налогоплательщики, организации, в т.ч. и банки, производящие выплаты физическим лицам, применяют базовую ставку налога 26% при налоговой базе на каждого работника до 280 000  руб.

Введение такого условия применения регрессии нацелено на то, чтобы высокая заработная плата выплачивалась не только руководящему составу организации (банка), но и всем остальным работникам..

Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Порядок исчисления и уплаты налога


Порядок исчисления и уплаты налога существенно отличается для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не являющихся работодателями. Так как мы рассматриваем особенности исчисления и уплаты единого социального налога банками, то подробнее остановимся на порядке исчисления и уплаты данного налога для налогоплательщиков-работодателей.

Для исчисления единого социального налога особое значение имеет порядок определения даты получения доходов. В соответствии со ст. 242 "Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)" НК РФ в целях исчисления налога дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:

1) день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, производящих выплаты наемным работникам, организациями, в т.ч. и банками, а также индивидуальными предпринимателями;

2) день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду. При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.

В соответствии со ст. 243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями" НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.


Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики-работодатели уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.

Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах, выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

С введением единого социального налога налогоплательщики-работодатели не освободились от обязательств по представлению сведений в органы социальных внебюджетных фондов, а сумма налога исчисляется налогоплательщиками отдельно по каждому внебюджетному фонду.

Согласно п. 5 ст. 243 НК РФ работодатели обязаны представлять ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Начиная с 2002 г. формирование пенсионных выплат осуществляется исходя из базовой и накопительной пенсий. Для финансирования этих составляющих потребовалось произвести "раздвоение" ставки единого социального налога в ПФР на 2 части: ч. 1 идет на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии и ставку единого налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифа страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемого Федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части трудовой пенсии, т.е. 14% идут на финансирование базовой пенсии и 14% - на дифференцированную. А именно вторые 14% закрепляются в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком.

Из 14%, зачисленных на личные счета граждан, в чистом виде в накопление для начала пойдет только часть средств. Остальная часть дифференцируемой пенсии будет существовать, так сказать, в условно накопительной форме. Это еще не "живые" деньги. Реально человек может их получить лишь после 55-60 лет, а до этого его взносы будут использоваться для выплат предыдущим поколениям. Выплаты с накопительных счетов осуществляются с 2003 г. Необходимо, чтобы человек пополнял свой счет хотя бы в течение одного года. Но право на пенсию человек должен зарабатывать не в последние 2 года, а в течение всей трудовой жизни.

В случае значительного увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщик обязан (вправе) представить уточненную декларацию по единому социальному налогу.

Процесс взимания единого социального налога сопряжен с определенными трудностями: не до конца ясны многие технические моменты; слишком часто происходят изменения в порядке его исчисления и взимания. В том случае, если проблемы с ЕСН и пенсионными взносами будут усугубляться, возникнет необходимость в форсированной реформе налога. Минфин и Правительство соглашаются с предложениями снизить максимальную ставку налога. Объем поступлений ЕСН и взносов в бюджет создают базу для полноценного финансирования пенсионной реформы и повышения пенсий.




























Список использованной литературы





1.           ФЗ от 02.12.1990 №395 -1 (ред. от 28.02.2009)  «О банках и банковской деятельности»

2.           ФЗ  "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 01.01.2009г)

3.           Батракова Л.Г.Экономический анализ деятельности коммерческого банка,2007

4.           Муравлева Т.В. Налогообложение банков. - Система ГАРАНТ, 2005

5.           Романова М.В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ). Ежегодный

справочник-альманах 2006-2007 гг. Часть I. Налогообложение - Издательская группа "БДЦ-пресс".2006г

6.           Усатова Л.В. , М.С.Сероштан, Е.В.Арская.Бухгалтерский учет в коммерческих банках. 2-е издание. Издательство: Дашков и К.2007.

7.           Правовая система «Консультант плюс»






Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты